Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Олейник Г.Н.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Олейник Галины Николаевны

Раздел 1. Профессиональное образование

1.1. Образование: высшее, Славянский государственный педагогический институт, специальность «Олигофренопедагогика», квалификация «учитель вспомогательной школы», 1981 год.

​[Приложение 1.1]

1.2. Пройденные мною курсы повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО - Югре: 1) БУ ВО ХМАО-Югры СурГПУ: «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра», 2016 г.; 2) АУ ДПО ХМАО-Югры ИРО: «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 2017 г. 

​[Приложение 1.2]

1.3. Знания, полученные на курсах повышения квалификации, систематически применяю в своей педагогической деятельности. Результатом работы на курсах «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ» стала разработка методического материала для проведения контрольных работ по русскому языку в 9-ом классе, который позволяет диагностировать результаты усвоения программного материала обучающимися с умственной отсталостью по данному предмету, а также «Картотека текстов для развития навыка связной речи», 8-9 класс. Результатом обучения на курсах «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра» стала разработка рабочих программ по предметам «Окружающий социальный мир» и «Человек» для обучающихся с РАС, 2 класс, а также разработка индивидуальных образовательных маршрутов и подборка цифровых образовательных ресурсов в виде готовой продукции (презентации, видеофрагменты) для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий для обучающихся с РАС.

​[Приложение ​1.3]

1.4. Систематически повышаю свою квалификацию: принимала заочное участие во IX Международной научно-практической конференции по сопровождению детей с РАС», г. Тюмень, 2017 г.; приняла участие во Всероссийском круглом столе «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, в различных образовательных условиях: проблемы, пути решения, перспективы», который в он-лайн формате прошел на базе ГБОУ № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга 30.09.2020 г. 

​[Приложение ​1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации полностью соответствуют стратегическим ориентирам развития системы образования в ХМАО-Югре в направлениях повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: 1) расширять свои знания в изучении технологий по внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в образовательное пространство школы в ситуации индивидуального обучения на дому; 2) использовать современные образовательные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ при организации здоровьесберегающего пространства в ОУ; 3) расширять использование возможностей цифровой образовательной среды при организации обучения детей с различной степенью умственной отсталостью, обучающихся по индивидуальному учебному плану на дому.

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Целью моей педагогической деятельности является создание условий для общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся с умственной отсталостью на основе формирования предметных и личностных/жизненных компетентностей, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей каждого обучающегося к самостоятельной жизни в обществе.

2.2. Целью профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является постепенный качественный переход на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Следовательно, планирую: 1) в соответствии с Программой развития ОУ на 2019-2023 гг. и в целях повышения доступности образования адаптировать собственные методические и дидактические материалы под цифровой образовательный контент для детей с ОВЗ по преподаваемым предметам; 2) в рамках целевой модели наставничества в ОУ в соответствии с региональным проектом «Учитель будущего», разработать методическое пособие для молодых и вновь прибывших специалистов в ОУ по методике построения и организации результативности образовательного процесса для детей с умственной отсталостью в соответствии с актуальным нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования данной категории обучающихся.

2.3. Принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся. Ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении предметной недели учителей начальных классов: провожу открытые уроки, организую занимательные викторины, конкурсы по профилю деятельности. Вхожу в состав Рабочей группы по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результат: совместно с коллегами разработала методический материал для проведения контрольных работ по русскому языку в 9-ом классе, который позволяет диагностировать результаты усвоения программного материала обучающимися с умственной отсталостью по данному предмету. Вхожу в состав Рабочей группы по организации работы с детьми с РАС. Результат: разработка рабочих программ по предметам «Окружающий социальный мир» и «Человек» для обучающихся с РАС, 2 класс, а также разработка индивидуальных образовательных маршрутов и подборка цифровых образовательных ресурсов в виде готовой продукции (презентации, видеофрагменты) для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий для обучающихся с РАС.

​[Приложение ​2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением результативности работы ОУ, носит системный характер и адресована всем участникам образовательных отношений: 1) для обучающихся с ОВЗ разработала рекомендации по выполнению домашнего задания; 2) принимаю участие в работе Консультационного центра, в рамках которого провожу тематические консультации по повышению педагогической грамотности для родителей обучающихся с ОВЗ; 3) для молодых специалистов ОУ, в соответствии с программой наставничества и Программой развития ОУ на 2019-2023 гг., разработала «Паспорт компетенций молодого специалиста».

​[Приложение ​2.4]

2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами носит системный характер: в межаттестационный период активно сотрудничаю со следующими учреждениями культуры и искусства: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, МБУК «Сургутский краеведческий музей», Историко-культурный центр «Старый Сургут». Предметом Соглашения является проведение совместных мероприятий (посещение тематических выставок, тематических бесед, участие в мастер-классах т.д.).

​[Приложение ​2.5]

2.6. Систематически провожу работу по развитию взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ: участвую в работе «Мастерской для родителей», в рамках которой провожу тематические встречи с родителями учеников 1-4 классов по формированию педагогической грамотности родителей и развитию преемственности между воспитательной системой школы и семьи. Также принимаю участие в работе «Клуба выходного дня» для вовлечения родителей и обучающихся с ОВЗ в организацию и проведение семейного досуга и совместного творчества. 

​[Приложение ​2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенными в государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» в направлениях обеспечения доступности общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их индивидуальных потребностей (разработка программно-методического компонента образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, в том числе с РАС, 1-4 класс; использование новых для ОУ форм работы с родителями: «Клуб выходного дня», «Мастерская для родителей»). 

​[Приложение ​2.7]

2.8. Многолетний труд и профессиональные достижения отмечены следующими профессиональными наградами: отраслевая награда «Почётный работник общего образования РФ», 2000г., Почётная грамота Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, 2012г., «Заслуженный работник образования ХМАО-Югры», 2014 г. 

​[Приложение ​2.8]

Раздел 3. Профессиональная деятельность.

3.1. Образовательный процесс имеет необходимое программно-методическое обеспечение: на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1 и вариант 2) разработала: рабочую программу по дисциплинам начальной школы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, в том числе с РАС; СИПР для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР. Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс на основе учебников и пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, приказ от 28 декабря 2018 г. №345. 

​[Приложение ​3.1]

3.2. В профессиональной деятельности для определения образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью использую как традиционное оценивание: пятибалльная система, так и современные оценочные средства, а также ИКТ: ведение школьного электронного журнала на базе ЦОП ХМАО-Югры с обеспечением доступа родителей к электронному дневнику обучающихся; метод экспертной группы при отслеживании уровня развития жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР. Также использую оценочные средства, разработанные в ОУ: 1) «Карта индивидуальных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью, 1-4 класс» для оценки личностных компетенций обучающихся данной категории. Считаю, что выбранный подход к оцениванию образовательных достижений обучающихся позволяет выделить уровень зоны актуального и ближайшего развития учеников, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учетом их психофизических возможностей и особенностей. 

​[Приложение ​3.2]

3.3. Организую образовательный процесс с учётом зоны ближайшего развития обучающихся на основе непосредственного общения и психолого-педагогического наблюдения за каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Например, календарно-урочное планирование по предметам выстраиваю с учетом разделения обучающихся на группы в зависимости от их психофизических возможностей. Отраженный в тематическом планировании дифференцированный и индивидуальный подход в обучении помогает мне реализовывать на своих уроках ряд педагогических задач, связанных с формированием академических компетенций: навыка чтения, каллиграфически и фонетически грамотного письма, навык прямого и обратного счета, навык классификации объектов живой и неживой природы и пр. При работе с детьми с ОВЗ применяю коррекционно - развивающие педагогические технологии, направленные на формирование положительной динамики в обучении и воспитании: технологии деятельностного подхода, ИКТ-технологии (интерактивная доска SMART); здоровьесберегающие технологии (конторки Базарного), игровые технологии, приемы Монтессори-педагогики. 

​[Приложение ​3.3]

3.4. Представляю свой педагогический опыт в соответствии с планом мероприятий Пилотного опорного образовательного центра на базе ОУ: 26-27 марта 2018 года провела мастер-класс «Первый раз в первый класс» для родителей детей с ОВЗ. 20 марта 2020 года на окружном семинаре-практикуме «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС» провела мастер-класс для педагогов округа по использованию современных приемов коррекционной педагогики на уроке чтения с обучающимися с РАС, 3 класс. 

​[Приложение ​3.4]

3.5. Являюсь учителем-наставником в соответствии с планом работы ОУ с молодыми и вновь прибывшими педагогами: провожу открытые занятия и консультации в целях повышения уровня адаптации сотрудников в новом коллективе и для качественной ассимиляции накопленного профессионального опыта в структуру самостоятельной профессиональной деятельности вновь прибывших специалистов. Транслирую педагогический опыт на педагогических советах ОУ, заседаниях методических объединений, а также активно участвую в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ. 

​[Приложение ​3.5]

3.6. Мои ученики являются участниками конкурсов, олимпиад различных уровней: участие в международных предметных олимпиадах от Интернет-проекта «Инфоурок» по письму и развитию речи, по математике: 3 участника, 2017 г.; участие в международной олимпиаде по русскому языку «Знаника»: диплом участника, 2 человека, 2019 г. 

​[Приложение ​3.6]

3.7. Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях проходило на различных уровнях: всероссийский конкурс «По тропинке знаний» и международный конкурс «Осень! Осень! В гости просим» при поддержке интернет-портала «Солнечный свет», 2019 г.; участие в фестивале «Солнце для всех», 2018 г.

​​[Приложение ​3.7]

3.8. Экспертная деятельность в межаттестационный период заключается в работе в комиссии образовательного учреждения по итоговой государственной аттестации и квалификационным экзаменам. 

​[Приложение ​3.8]

Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности

4.1. При стабильном показателе успеваемости – 100% прослеживается стабильный рост качества знаний обучающихся в следующие периоды: 2016-2017 уч.г.-73 %, 2017-2018 уч.г.-74%, 2018-2019–75%, 2019-2020 уч.г.-75%. Таким образом, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику. 

​[Приложение ​4.1]

4.2. Результатом освоения образовательных программ является успешное прохождение обучающимися с ОВЗ итоговой аттестации и сдача квалификационных экзаменов и дальнейшее трудоустройство, что отражено в Публичном докладе ОУ: 2016/2017 уч.год, с.45, 2017/2018 уч.год, с.49, 2018/2019 уч.год, с. 49, 2019/2020 уч.год, с.42.

4.3. Обучающиеся систематически принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях: 1-е места в международной олимпиаде по математике и письму и развитию речи от Интернет-проекта «Инфоурок», 2 человека, 2017 год. 

​[Приложение ​4.3]

4.4. Результатом систематического участия обучающихся во внеурочной деятельности являются следующие достижения: международный образовательный портал для педагогов «Солнечный свет» - по внеурочной работе: 3 место в конкурсе экологических листовок «Сохраним природу культуру народов Югры», номинация «Сохраним Землю!», 2017 г.; 1 место во всероссийском конкурсе по внеурочной деятельности при поддержке портала «Солнечный свет», 2019 г.; 1 место в 3 место в международном конкурсе «Инфоурок об экологии» от проекта «Инфоурок», 2020 г.; 1 место на всероссийском конкурсе «По тропинке знаний» и 1 место на международном конкурсе «Осень! Осень! В гости просим» при поддержке интернет-портала «Солнечный свет», 2019 г. 

​[Приложение ​4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, носят системный характер и отражаются в совместной деятельности с педагогическим коллективом: организация совместных мероприятий на предметной неделе (открытые уроки), выступления на педагогических и методических советах школы, проведение совместных мероприятий на региональном уровне в рамках Пилотного опорного образовательного центра на базе ОУ. В составе педагогической команды принимала участие в реализации плана мероприятий по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС. 

​[Приложение ​4.5]

4.6. Вышеперечисленные педагогические инициативы, реализованные совместно с социальными партнерами г. Сургута, отмечены благодарственными письмами, что свидетельствует об их значимости для всех участников образовательных отношений. 

​[Приложение ​4.6]

4.7. Взаимодействие школьной и родительской общественности с использованием таких новых форм работы, как«Школа для родителей», «Клуб выходного дня» позволяет сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы; создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей, адаптации обучающихся; добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах. 

​[Приложение ​4.7]

Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», считаю необходимым: 1) совершенствовать формы работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью с использованием цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для обеспечения равного доступа к образованию; 2) разработать информационную карту для педагогов ОУ «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ОВЗ в рамках педагогической системы учебных предметов филологической образовательной области».

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю систематическое повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, конференциях, участие в социально-значимых и образовательных проектах на различных уровнях, планирование самообразования, исходя из задач ОУ и его Программы развития в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, а также осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

5.3. Организацию собственного профессионального развития планирую через ознакомление с инновационным опытом педагогов по внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), дистанционное профессиональное образование, участие в вебинарах и конкурсах, а также транслирование собственного педагогического опыта. Считаю, что обозначенные перспективы развития профессиональной деятельности соответствуют стратегии развития образования организации и региона.

Директор: Цыганкова В. А.

Учитель: Олейник Г. Н.