Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Носкова Л.В.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Носковой Людмилы Владимировны

Раздел 1. Профессиональное образование

1.1. Образование соответствует профилю профессиональной деятельности: Свердловский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия», квалификация «Учитель и логопед вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений», 1987 г.

​[Приложение 1.1]

1.2. В межаттестационный период повысила квалификацию по направлениям: ФГБНУ ИКП РАО «Реализация ФГОС в коррекционной помощи детям школьного возраста с нарушением интеллекта», 2016 г.; ФГБОУ ВО МГППУ «Методология и технология реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы», 2016 г.; БУ ВО СурГПУ «Организация укрепления эмоционального благополучия педагога как условие его профессиональной эффективности», 2017 г.; ГБОУ ДПО ПОИПКРО «Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР в контексте требований ФГОС», 2018г.

​[Приложение 1.2]

1.3. Полученные знания на курсах повышения квалификации систематически применяю в своей педагогической деятельности. Результатом работы на курсах «Реализация ФГОС в коррекционной помощи детям школьного возраста с нарушением интеллекта» и «Методология и технология реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» стал разработанный совместно с коллегами «Дневник наблюдения» обучающегося, включающий мониторинги БУД, личностных и предметных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью, 1 - 4 класс. Для отслеживания личностных достижений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР мною разработана «Карта индивидуальных достижений» обучающегося. Результатом работы на курсах «Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР в контексте требований ФГОС» стала как разработка СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР, так и авторское учебно-методическое пособие «Реализация компетентностного подхода в образовании детей с нарушением интеллекта», 2016 г.

​[Приложение 1.3]

1.4. Систематически повышаю уровень профессиональной подготовки: очноеучастие в научно- практическом семинаре «Содержание и механизмы реализации ФГОС в коррекционном образовании», Сургут, 2015г.; заочное участие во Всесоюзной педагогической конференции «Дистанционное обучение детей с ОВЗ», 2015г.; Всероссийская педагогическая конференция «Игровые технологии как инструмент повышения эффективности учебного процесса», 2016г.; очное участие во Всероссийской конференции с международным участием «Образование детей с тяжёлыми нарушениями развития», Псков, 2018 г.; заочное участие в Международной научно-практической конференции «Современные проблемы организации психолого-педагогического и социального сопровождения лиц с ОВЗ. Международный опыт», Р.Абхазия, 2019г.; вебинар «Игровые технологии и их преимущества в образовательном процессе», 2019г.; участие в работе Всероссийского круглого стола «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, в различныхобразовательных условиях: проблемы, пути решения, перспективы», Санкт-Петербург, 2020г.; участие в мастер-классе «Социальные сети как образовательный инструмент», 2020г.

​[Приложение 1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе в направлении повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: 1) расширять свои знания в области построения образовательного пространства для обучающихся с различной структурой дефекта, в том числе ТМНР, с учетом требований ФГОС; 2) разрабатывать для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР индивидуальные образовательные траектории при усилении акцента на их социализацию; 3) использовать современные образовательные технологии (игровые, проектное обучение), в том числе цифровые, направленные на освоение предметных и формирование личностных компетенций обучающимися с различной степенью умственной отсталости.

2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием обучающихся с различной степенью умственной отсталости, является создание образовательной среды, способствующей обучению, воспитанию и развитию каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии с его интересами, склонностями и психофизическими возможностями. В связи с этим планирую повысить качество знаний обучающихся на 2% (по сравнению с 2019-2020 уч. годом).

2.2. Целью профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является повышение результативности и качества образования в рамках введения и реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Следовательно, планирую: 1) разработать сборник компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся с ОВЗ; 2) разработать сборник социальных игр для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью для формирования у них жизненных компетенций и обогащения социального опыта; 3) разработать и провести цикл обучающих мероприятий для родителей учеников 1-4 классов для формирования системы преемственности между школой и семьей в вопросах обучения и воспитания.

2.3. Ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении предметной недели начальных классов, в рамках которой совместно с коллегами организовала и провела авторские «предметные олимпиады» по русскому языку и математике для обучающихся с умственной отсталостью 2-4 классов (2015 г., 2016 г., 2019 г.): разработаны задания и критерии оценивания. Систематически провожу внеклассные мероприятия по предметам в виде игр, конкурсов, викторин по математике, русскому языку, чтению, окружающему природному миру, музыке и пению, изобразительному искусству. Под моим руководством ученики являются активными участниками дистанционных предметных олимпиад и конкурсов, занимают призовые места. Вхожу в рабочую группу по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, что позволило мне самостоятельно разработать адаптированную программу по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся по индивидуальному учебному плану, 1-4 класс (2015-2018 гг.); разработала СИПР для обучающихся начальных классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

​​[Приложение 2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы ОУ, носит системный характер и направлена на формирование в образовательном процессе эффективного обучения обучающихся с ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию. В 2017-2018 учебном году входила в состав рабочей группы по внедрению ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Результат: разработка и внедрение совместно с педагогами методического объединения начальных классов в практическое использование комплекта рабочих программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. Входила в состав рабочей группы по разработке программ внеурочной деятельности ОУ в 2015-2018 гг. Результат: разработала программу по внеурочной деятельности социального направления «Мой мир», 1 – 4 класс. Принимаю участие в работе семинаров, педагогических советов, методических недель.

​[Приложение 2.4]

2.5. В ходе реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами организую сотрудничество с Центральной городской библиотекой им. Пушкина (тематические интерактивные игры), Сургутским Художественным музеем (участие в выставке), Управлением лесопаркового хозяйства и экологической безопасности Администрации г. Сургута,МАОУ ДО «Эколого-биологический центр» (экскурсии, окружной конкурс экологических листовок), ООО «Грин Ворлд» (экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево»), общественной организацией «Дай лапу» (сбор корма для животных) с целью сохранения культурных и нравственных традиций, формирования у младших школьников чувства патриотизма и экологической культуры.

​[Приложение 2.5]

2.6. Считаю работу с родителями одним из составляющих успешной работы педагога: принимаю участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся. На протяжении 5 лет выполняю функцию классного руководителя: регулярно провожу родительские собрания, открытые занятия для родителей, систематически провожу тематические консультации по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, провожу консультации с родителями по составлению СИПР, представляю мониторинги достижений обучающегося 2 раза в год для родителей на заседании экспертной группы. В тесном сотрудничестве с родителями провожу внеурочные мероприятия для обучающихся: участие в акциях «Спаси дерево» (посадка деревьев на школьной территории, сбор макулатуры – заняли 2 место по школе ), «Дай Лапу» (сбор кормов для животных). Совместно с родителями работала по направлению охраны здоровья обучающихся: проводила беседы о здоровых привычках, консультации для родителей, практические занятия, размещала памятки по охране здоровья в почте класса. К работе привлекались специалисты службы ПМПС-сопровождения. Результат: разработали проект «Моем руки правильно», проект размещен на сайте ОУ.

​​[Приложение 2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенными в государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы». Систематическая работа ведётся в направлении обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения детей с учётом их особенностей и индивидуальных потребностей.

2.8. Наличие отмеченных профессиональных достижений: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2011 г., нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещении РФ», 2019 г.

​[Приложение 2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс обеспечен необходимой программно-методической документацией. Работаю по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2). Разработала СИПР для обучающихся 1доп.,1-4 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР (вариант 2). Разработала адаптированную программу по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся по индивидуальному учебному плану, 1-4 класс. Разработала программу по внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир», 1-4 класс. Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс на основе учебников и пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, приказ от 28 декабря 2018г. №345, а также картотека игр и упражнений.Принимала участие в разработке комплекса рабочих программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, 1-4 класс (вариант 1, вариант 8.3).

​[Приложение 3.1]

3.2. В условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью использую как традиционное оценивание по пятибалльной системе, так и современные инструменты и методы оценки уровня и динамики развития ребенка с применением ИКТ: ведение школьного электронного журнала на базе ЦОП ХМАО-Югры с обеспечением доступа родителей к электронному дневнику учеников. Также использую метод экспертной группы при отслеживании уровня развития предметных и жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР, в ходе которого два раза в год заполняется «Карта индивидуальных достижений», что позволяет проследить динамику обучения и развития каждого обучающегося. Это позволяет выделить зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учетом их психофизических возможностей и особенностей.

​[Приложение 3.2]

3.3. Использую деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы, оказывающие эффективное коррекционное воздействие на обучающихся с интеллектуальными нарушениями: например, для составления индивидуального образовательного маршрута/программы совместно со специалистами службы ППМС-сопровождения провожу комплексную психолого-педагогическую диагностику с учётом зоны ближайшего развития на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Для обеспечения индивидуализации и дифференциации образования обучающихся с различной структурой дефекта в своей работе применяю современные образовательные технологии, имеющие большое коррекционное влияние на обучающихся с ОВЗ: технологии деятельностного подхода, ИКТ (интерактивная доска SMART); здоровьесберегающие технологии (конторки Базарного), игровые технологии, приемы Монтессори–педагогики.

​[Приложение 3.3]

3.4. В рамках Программы развития ОУ на 2019-2023 гг. участвую в реализации плана работы Пилотного опорного образовательного центра по работе с детьми, имеющими особенности развития.

​[Приложение 3.4]

3.5. Опыт профессиональной деятельности представляю на всероссийском и муниципальном уровнях: в рамках работы Международной научно-практической конференции «Изучение природных и социально-экономических систем. Инновации в системе образования», 2015 г., опубликовала статью «Формирование положительной мотивации учебной деятельности школьников с ОВЗ»; в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза», 2015 г., опубликовала статью «Внедрение компетентностного подхода в образовательное пространство специальной (коррекционной) школы VIII вида»; в сборнике международной научно-практической конференции «Современные проблемы организации психолого-педагогического и социального сопровождения лиц с ОВЗ. Международный опыт», 2019 г., опубликовала статью «Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью». В рамках методических недель провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. В 2017-2019 году являлась наставником молодого специалиста.

​​​​[Приложение 3.5]

3.6. Применение современных технологий в урочной и внеурочной деятельности способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, о чём свидетельствуют их достижения в конкурсах и олимпиадах различного уровня: III Международный конкурс по русскому языку для детей с ОВЗ «Русич»; Международная Олимпиада проекта «Инфоурок» (математика, чтение и развитие речи); II Международный конкурс по рисованию для детей с ОВЗ «Весенняя капель»; Международный дистанционный конкурс «Звездный час»; Всероссийский конкурс «Вопросита»; Всероссийская Олимпиада по окружающему миру «Родная природа»; по русскому языку «Буквы и звуки» на образовательном портале МИНОБР.ОРГ.

​[Приложение 3.6]

3.7. Осуществляю развитие творческих способностей обучающихся через их участие в различных творческих фестивалях, конкурсах: Всероссийский благотворительный проект «Книга Добра» (2015г.), Региональный конкурс «Северное Сияние» (2019г.), окружной конкурс экологических листовок «Экодетсво», городской конкурс «Солнце для всех» (2020г.).

​​[Приложение 3.7]

3.8. Являлась руководителем методического объединения учителей начальных классов (2015-2019гг.).Входила в состав методического совета ОУ, была членом рабочей группы по введению и реализации ФГОСобразования обучающихся с умственной отсталостью. Принимала активное участие в качестве эксперта в Российском Инновационном Центре Образования и СМИ «Вестник Педагога».

​[Приложение 3.8]

4. Результаты профессиональной деятельности

4.1. В условиях реализации СИПР академические результаты не оцениваются. Итоговые достижения обучающихся по АООП, вариант 2 определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции: стабильный рост сформированности жизненных компетенций обучающихся: 2016-2017 уч.г.-59 %, 2017-2018 уч.г.-61%, 2018-2019–64%, 2019-2020 уч.г.-69%. Таким образом, результаты освоения обучающимися СИПР по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику.

​[Приложение 4.1]

4.2. Результатом освоения образовательных программ обучающимися с умственной отсталостью является успешная итоговая аттестация и дальнейшее трудоустройство, что отражено в Публичном докладе: 2016/2017 уч.год, с.45, 2017/2018 уч.год, с.49, 2018/2019 уч.год, с. 49, 2019/2020 уч.год, с.42.

4.3 Обучающиеся моего класса систематически принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях: I Международный конкурс по русскому языку «Русич», 2015 (грамота лауреата – 1 чел); Всероссийская олимпиада по русскому языку «Буквы и звуки» образовательного портала МИНОБР.ОРГ, 2016 (диплом победителя II место – 1 чел, III место – 1 чел); Всероссийский конкурс «Вопросита», Блиц-олимпиада: «В мире профессий» (победитель, I место – 1 чел); Международный дистанционный конкурс «Звездный час», 2019 (III место – 1 чел.).

​[Приложение 4.3]

4.4. Результатом систематического участия обучающихся во внеурочной деятельности являются следующие достижения: победа в Региональном конкурсе «Северное Сияние», 2019г. (I место – 1 чел.); победа в экологическом марафоне «Край, в котором я живу», 2016г. (I место – 1 чел).

​​[Приложение 4.4]​

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, имеют системный характер: взаимодействую с психологической службой: совместная работа по реализации СИПР, заседания экспертной группы в формате консилиума ОУ, заполнение карт ППМС детей-инвалидов, составление характеристик для ЦПМПК ХМАО-Югры. Принимаю активное участие в организации методической работы службы: организация предметных недель, проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков и дополнительных занятий коллег в целях преемственности педагогического опыта. В составе педагогической команды по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью разработала комплекс рабочих программ для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, 1-4 класс.

​[Приложение 4.5]

4.6. В результате взаимодействия с социальными партнерами реализовала мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса: экскурсии, акции, проекты, участие в городских акциях. С целью экологического просвещения и воспитания учеников совместно с МАОУ ДО «Эколого-биологический центр» организовала участие в окружном конкурсе экологических листовок, экологической акции «Спаси дерево», активно сотрудничество с Региональным общественным движением помощи бездомным животным «Дай лапу».

​[Приложение 4.6]

4.7. Использую конструктивные отношения с родителями, реализую рекомендации педагога-психолога в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими проблемы с эмоционально-волевой сферой и поведением. Результатом совместной работы с родителями стало участие обучающихся данных категорий в социально-значимых видах деятельности: городские акции по сбору макулатуры, посадке деревьев, творческие конкурсы, что способствует успешной социализации детей. В целях повышения уровня родительской вовлеченности в учебно-воспитательный процесс в период дистанционного обучения, реализован совместный проект по формированию навыка мытья рук у детей с ТМНР 1 класса. Результат: повышение мотивации семьи в использовании предлагаемых педагогами методов и форм взаимодействия с детьми в домашних условиях в рамках преемственности в период дистанционного обучения.

​[Приложение 4.7]

5. Перспективы развития профессиональной деятельности

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», считаю необходимым: 1) разрабатывать программно-методического сопровождение образовательного процесса обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР; 2) собирать и систематизировать цифровые образовательные ресурсы по предметам «окружающий социальный мир», «окружающий природный мир» для обучающих с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР; 3) получить рецензию на авторскую программу внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»; 4) изучить инновационную для ОУ технологию линейного алгоритма навыков социализации (ЛАНС) у обучающихся с ТМНР, разработать карты по ЛАНС-технологии.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, конференциях и мастер-классах, дистанционных курсах; участие в социально значимых проектах на различных уровнях, планирование самообразования, исходя из задач ОУ и в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

5.3. Организацию собственного профессионального развития планирую через ознакомление с инновационным опытом педагогов по внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), дистанционное профессиональное образование, участие в конкурсах, а также транслирование собственного педагогического опыта. Считаю, что обозначенные перспективы развития профессиональной деятельности соответствуют стратегии развития образования организации и региона.

Директор: Цыганкова В.А.

Учитель: Носкова Л.В.