Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Лапин А.Г.

Отчет о самообследовании

Лапина Анатолия Геннадьевича, учителя трудового обучения,

претендующего на высшую квалификационную категорию

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Раздел 1. Профессиональное образование

1.1 Образование соответствует профилю профессиональной деятельности: Марийский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской, специальность «Общетехнические дисциплины и труд», квалификация «учитель трудового обучения и общетехнических дисциплин», 1993 год; ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по программе «Олигофренопедагогика», 2007 год.

​[Приложение 1.1]

1.2 Пройденные мною курсы повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», ООО «Центр непрерывного образования и инноваций», Санкт-Петербург, 2020; «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ», ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов, 2021 год.

​[Приложение 1.2]

1.3 Приобретенные знания позволяют мне успешно реализовывать Адаптированную программу профессионального обучения по программе профессиональной подготовки «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» (10-11 классы); принимать

участие в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) ХМАО-Югры в качества эксперта; разрабатывать экзаменационный материал для проведения итоговой аттестации выпускников по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».

​[Приложение 1.3]

1.4 Системно повышаю уровень развития педагогических компетенций через участие в работе вебинаров, семинаров, конференций; использование современных технологий на уроках; непрерывное знакомство с новинками методической литературы; обобщение педагогического опыта. Прошёл обучение и имею свидетельство на право участия в оценке демонстрационного экзамена по стандартам WORLDSKILLS.

​[Приложение 1.4]

1.5 Планируемые формы самообразования и повышения квалификации полностью соответствуют стратегическим ориентирам развития системы образования в ХМАО-Югре в направлениях повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: расширять свои знания в изучении технологий профессионального обучения, обучающихся с интеллектуальными нарушениями в образовательное пространство школы; использовать современные образовательные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ, через изменение традиционных методов и форм обучения, путем включения в образовательный процесс новых ИКТ технологий.

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1 Педагогическую деятельность выстраиваю в соответствии с приоритетными направлениями, отраженными в государственной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2018-2025 гг. и на плановый период до 2030 года», направленными на повышение качества образования через формирование и развитие личности ребенка с ОВЗ, обладающей набором жизненно необходимых компетенций.

​[Приложение 2.1]

2.2 Целями профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является формирования общих и профессиональных компетенций в обучении на уроках профессиональной подготовки по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий»» в 10-11 классах. Внедрение современных технологий в классах профессионально-трудового обучения дает возможность повышать качество образования.

​[Приложение 2.2]

2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся различных образовательных потребностей, носит системный характер и подтверждается методическими инициативами в преподавании технологии через применение различных методик преподавания, современных технологий, в том числе ИКТ, проведение внеурочных мероприятий в рамках Дня открытых дверей, Недели трудового обучения «Делу время, потехе час», участие в разработке адаптированных образовательных программ. Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, проектах по учебным предметам.

​[Приложение 2.3]

2.4 Активно участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы образовательного учреждения. В составе экспертной группы принимал участие в судействе соревнований по компетенциям конкурсов по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» (WoroldSkills Russia). Вхожу в состав экзаменационной комиссии по выпуску обучающихся; жюри ежегодных региональных Олимпиад по трудовому обучению для обучающихся с ОВЗ.

​[Приложение 2.4]

2.5 В ходе реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами организую сотрудничество с АУ «Сургутский политехнический колледж», МАОУ ДО «Эколого-биологический центр», МБУК «Сургутский краеведческий музей», МБУ ИКЦ «Старый Сургут», МАО «МКДЦ».

​[Приложение 2.5]

2.6 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся носит системный характер. На родительских собраниях провожу консультативную работу по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, веду разъяснительную работу о методах, приемах и путях коррекции нарушений в интеллектуальном развитии. Участвую в организации Дня открытых дверей, проводимого для будущих учеников профессионального обучения и их родителей.

​[Приложение 2.6]

2.7 В соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенными в государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018 - 2025 гг. и на период до 2030 г.» прошел подготовку и обучение по дополнительной профессиональной программе: «Институт новых технологий и управления» г. Москвы, педагог дополнительного образования, «Робототехника», 2020г.; «Подготовка региональных экспертов конкурсов по профессиональному мастерству «Абилимпикс», 2020г. Данное обучение позволяет повысить эффективность моей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

​[Приложение 2.7]

2.8 Профессиональные достижения отмечены на различном уровне. Награжден почетными грамотами и благодарственными письмами: Благодарственным письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: за большой вклад в развитие коррекционного образования, добросовестный труд и высокие результаты, приказ №134 от 04.02.2016; Дипломом за победу в конкурсе на получение премии губернатора ХМАО-Югры «Лучший учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения», 2010; Диплом Победителя Всероссийской олимпиады руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы классного руководителя общеобразовательных организации в условиях реализации ФГОС», ЦИТ и МО «Развитие», 2021 г., Благодарность за проведение в своем образовательном учреждении мероприятия XXIII Международной олимпиады по технологии (мальчики) от проекта mega-talant.com 03.05.2021,

​[Приложение 2.8]

Раздел 3 . Профессиональная деятельность.

3.1 Образовательный процесс обеспечен программно-методической документацией. Учебные программы реализуются мной на основе составленной адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» для обучающихся 10-11 классов; программы учебно-производственной практики для обучающихся 10-11 классов для данной профессии; СИПР для обучающихся 11 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант).

​[Приложение 3.1]

3.2 Достижения ребенка отслеживаются с применением информационно – коммуникационных технологий. На уроках профессиональной подготовки по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», умения и навыки оцениваются по критериям: планирование работы, выполнение ручной обработки, применение в работе электроинструмента, работа на станках, знание основ технологии, конструирования, материаловедения, анализ образца изделия, самостоятельный монтаж изделия. В качестве инструментов дистанционного обучения использую образовательную платформу РЭШ, облачную платформу ZOOM, видеохостинг youtube.com (просмотр видеоуроков), ресурсы проекта «Инфоурок».

​[Приложение 3.2]

3.3 Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ при построении образовательного процесса в трудовом обучении осуществляется на основе: деятельностного подхода, дифференцированного обучения, ИКТ-технологий, обучения в сотрудничестве. Процесс обучения направлен на развитие компетенций специального назначения, на социальную адаптацию и профориентацию обучающихся, при этом учитываю психофизические и возрастные особенности. С целью реализации технологии личностно-ориентированного обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся, использую в работе творческие задания, разноуровневые индивидуальные задания (результат: ежегодное участие в городском фестивале «Солнце для всех», всероссийский конкурс «Промыслы родного края», XXIII Международной олимпиаде по технологии (мальчики) от проекта mega-talant).

​[Приложение 3.3]

3.4 В рамках программы развития КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой» на 2019-2023 гг. «Школа успешной самореализации», а также в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 19.07.2016 №1150 «Об организации деятельности пилотных опорных образовательных центром, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития», принимал участие на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди» (2021г.). Принимаю участие в работе I Всероссийской конференции-совещании «Клинико-психолого-педагогическое исследование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», 2020г., II всероссийской конференции-совещания «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью, 2021 г., III Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребенка», 2021г, семинара-практикума «Современные подходы к духовно–нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию и обучению обучающихся», 2022г.

​[Приложение 3.4]

3.5 Систематическое транслирование педагогического опыта отражается в следующих формах: выступление на педагогических советах, выступление на заседаниях методического объединения. Принимал участие в семинаре «Ваше право, учитель!», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 2021 г., в Межрегиональном научном семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования», ГАОУ ВО МГПУ Институт специальной педагогики и психологии, 2020г., участником региональной конференции, «Формирование новых подходов к управлению образованием и рынком руда в строительной отрасли Уральского федерального округа», на страницах персонального сайта: учительский сайт/Лапин Анатолий Геннадьевич infourok.ru опубликовал свои методические разработки.

​[Приложение 3.5]

3.6 Применение современных технологий в урочной и внеурочной деятельности способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, о чём свидетельствуют их достижения в конкурсах и олимпиадах различного уровня: XXIII Международной олимпиады по технологии (мальчики) от проекта mega-talant 2021, V Чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2020» в компетенции «Слесарное дело», VI Чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2020» в компетенции «Слесарное дело», VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», международная олимпиада по технологии проекта «Ифноурок» (сезон «Весна -2018); международная олимпиада проекта intolimp.org «Зима 2017».

​[Приложение 3.6]

3.7 Обеспечиваю индивидуальные образовательные потребности учащихся и способствую их воспитанию, реализуя их в внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся участвовали в международных олимпиадах проекта videouroki.net, 2017, международном Конкурсе-игре по технологии для мальчиков и девочек «Молоток», 2017, ежегодное участие в городском фестивале «Солнце для всех» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», во всероссийском конкурсе «Промыслы родного края», окружном конкурсе исследовательских работ «Угорское наследие» среди обучающихся младшего и среднего возраста ХМАО-Югры в 2016 год.

​[Приложение 3.7]

3.8 Являюсь экспертом I - VII Региональных чемпионатов WORLDSKILLS RUSSIA в ХМАО-Югре по компетенции «Столярное дело»; экспертом экзаменационного материала по трудовому обучению для проведения итоговой аттестации выпускников (лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами интеллектуальных нарушений) общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Принимаю участие в составе жюри Региональной (окружной) олимпиады обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по трудовому обучению.

​[Приложение 3.8]

Раздел 4 . Результаты профессиональной деятельности.

4.1 Система моей деятельности позволяет добиваться эффективных результатов обучения. При стабильном показателе успеваемости–100%, показатели качества образования обучающихся по предмету имеют положительную динамику, что подтверждается результатами внутренней системы оценки качества образования. Качество знаний по годам обучения: 2018г-2019г.-83%, 2019г.-2020г.-85%, 2020г.-2021г.-88%.

​[Приложение 4.1]

4.2 Компетентностный подход даёт положительные результаты: итоговая аттестация в 11-х классах показала 100% усвоение обучающимися образовательных программ. По итогам квалификационных экзаменов, III разряд по профессиям слесарь-ремонтник получили 25% обучающихся, II разряд-75%. Результатом освоения образовательных программ является показатель дальнейшего трудоустройства выпускника, его социализацию. Ежегодно отслеживается жизненное определение выпускников 9-х и 11-х классов.

​[Приложение 4.2]

4.3 Высокий уровень предметных результатов позволяет моим учащимся занимать призовые места в предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства: V Чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2020» в компетенции «Слесарное дело», (диплом 1 место), VI Чемпионат ХМАО - Югры «Абилимпикс-2020» в компетенции «Слесарное дело», (диплом 2 место). Являюсь организатором внутришкольных олимпиад по трудовому обучению. Обучающиеся принимают участие в конкурсах и соревнованиях. В III межшкольном фестивале творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Зажги свою звезду», (I место). Во II экологическом марафоне «Красная книга ХМАО-Югры» (II-III место).

​[Приложение 4.3]

4.4 Ежегодно привлекаю школьников к участию во всероссийских и международных дистанционных конкурсах, олимпиадах, в которых учащиеся становятся лауреатами и призёрами: победители XXIII Международной олимпиаде по технологии (мальчики) от проекта mega-talant 2021 г, призёры серий международных олимпиад проекта intolimp.org «Весна 2018», призёры серий международных олимпиад проекта intolimp.org «Зима 2018», победители международной олимпиады по технологии проекта videouroki.net, 2017.

​[Приложение 4.4]

4.5 Взаимодействие с коллегами КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой» в реализации значимых для организации инициатив позволило достичь следующих результатов: составление рабочих программ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебным дисциплинам, сотрудничество, взаимодействие, реализация педагогических инициатив в рамках работы методического объединения учителей трудового обучения (проведение предметных недель, заседания методического объединения учителей трудового обучения). Во взаимодействии с службой ППМС-сопровождения заполняются карты психолого-педагогического медико-социального сопровождения на детей-инвалидов, составляются характеристики в рамках ТПМПК ХМАО – Югры.

​[Приложение 4.5]

4.6 В результате взаимодействия с социальными партнерами были организованы различные мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса: акция по сбору корма для животных «Дай лапу», акции МАО УДО «Эколого-биологический центр» «Зимняя кладовая», «Спаси дерево». Совместно с Сургутским художественным музеем реализовал выставочный проект для слепых и слабовидящих людей «Семь ликов ЯХа». В рамках конкурса ИКЦ «Старый Сургут» принял участие в городской выставке «Ремесла Югры руками детей». Совместно с МАУ «МКДЦ» инициировал участие в выставке «Новые истории Древней Югры». Результатом взаимодействия с Сургутским политехническим колледжем является участие в качестве эксперта демонстрационного экзамена.

​[Приложение 4.6]

4.7 Тесный контакт с родителями учащихся позволяет решать проблемы, возникающие при организации образовательного процесса: низкая мотивация к обучению, некачественное выполнение домашнего задания, сложные межличностные отношения среди сверстников. Совместно с родителями и специалистами школы вовлекали детей в социально-значимые виды деятельности: акции, творческие конкурсы, проекты. Родители посещали мероприятия, организованные в классе, принимали участие в их организации и проведении. Показателем успешности является положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, повышение мотивации обучающихся к учению, успешная социализация учащихся в обществе.

​[Приложение 4.7]

Раздел 5 . Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1 В условиях перехода на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) считаю необходимым изучить технологию разработки индивидуальной программы для обучающегося, разработать систему оценивания обучающегося на основе индивидуальных достижений, принять участие в разработке АООП, СИПР в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5.2 Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю систематическое повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, вебинарах, конференциях, участие в социально значимых проектах на различных уровнях, планирование самообразования исходя из задач образовательной организации и в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО, изложенным в государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).

5.3 Мной определены следующие пути собственного профессионального развития: изучение нормативных документов, публикаций специалистов по теории и практике организации образования обучающихся с нарушениями интеллекта; дистанционное профессиональное образование; участие в вебинарах, конкурсах, семинарах, мастер-классах; транслирование своего педагогического опыта (публикации статей в педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет); участие в реализации программы развития образовательной организации. Считаю, что обозначенные перспективы развития профессиональной деятельности соответствуют стратегии развития образования организации и региона.

Директор В. А. Цыганкова

Учитель А.Г. Лапин