Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Григорьева С.В.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Григорьевой Светланы Владимировны

1. Профессиональное образование

1.1. Образование: высшее, СурГУ, г. Сургут, 2014 г. специальность «Клиническая психология», квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель по специальности «Клиническая психология»». Профессиональная переподготовка по программе «Олигофренопедагогика», ФГБО УВО УрГПУ, 2016 г.; аспирантура по профилю «Психофизиология», СурГУ, г. Сургут, 2019 г. 

​[Приложение 1.1]

1.2. Пройденные курсы повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе: 1) ФГБОУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»: «Реализация ФГОС в коррекционной помощи детям школьного возраста с нарушением интеллекта», г. Москва, 2016 г.; 2) МГППУ «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС», г. Москва, 2016 г.; 3) БУ ВО СурГПУ: «Организация укрепления эмоционального благополучия педагога как условие его профессиональной эффективности», 2017 ; 4) ООО ЦНОИ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, г. Санкт-Петербург, 2020 г. 

​[Приложение 1.2]

1.3. Знания, полученные на курсах повышения квалификации, систематически применяю в своей педагогической деятельности. Результатом работы на курсах «Реализация ФГОС в коррекционной помощи детям школьного возраста с нарушением интеллекта» стала разработанная совместно с коллегами «Карта индивидуальных достижений обучающихся с легкой умственной отсталостью, 5 класс», которая с успехом используется педагогами при оценке личностных компетенций обучающихся данной категории. Информацию, полученную на курсах по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС, использовала в процессе разработки модели индивидуального маршрута сопровождения обучающихся с РАС с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также при совместной разработке с коллегами и внедрении в образовательное пространство ОУ диагностики когнитивно-социальной сферы обучающихся для выявления детей с РАС. Достоинствами диагностики являются построение единого когнитивно-социального профиля развития детей с РАС; экспресс-характер; универсальность; доступная и понятная форма представления результатов для родителей в виде графика. Материалы курсов по организации и укреплению эмоционального благополучия педагога использую как педагог-наставник для молодых и вновь прибывших специалистов: оказываю методическую и консультативную поддержку в целях адаптации сотрудников в новом коллективе и для качественной ассимиляции накопленного профессионального опыта в структуру самостоятельной профессиональной деятельности вновь прибывших педагогов. Информацию, посвященную дистанционным образовательным технологиям, использовала при организации педагогического совета по конструированию урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях цифровой образовательной среды.

​[Приложение 1.3]

1.4. Систематически повышаю свою квалификацию: заочное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с РАС», г. Москва, 2016 г. Участвовала в международном дистанционном модульном образовательном проекте «Социальное здоровье нации», г. Москва, ноябрь, 2017 г. Участвовала в вебинаре «Детская агрессия», г. Москва, январь, 2018 г. Очное участие в семинаре ХМАО-Югры: «Ключевые ориентиры деятельности ПМПК в современных условиях», г. Ханты-Мансийск, декабрь, 2018. Очное участие в окружной конференции по вопросам образования лиц с особыми образовательными потребностями, г. Ханты-Мансийск, 2020. Участие в вебинаре, посвященному ключевым вопросам подготовки и проведения урока для обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, г. Санкт-Петербург, 2020 г. 

​​[Приложение 1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации полностью соответствуют стратегическим ориентирам развития системы образования в ХМАО-Югре в направлениях повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: расширять свои знания в изучении технологий по внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательное пространство школы; использовать современные образовательные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ; разработать и внедрить в образовательный процесс систему мониторинга академических и личностных, в том числе жизненных, компетенций обучающихся различной степенью умственной отсталости, в том числе с РАС.

2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Целью моей педагогической деятельности является создание условий для общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся с умственной отсталостью на основе формирования предметных и личностных/жизненных компетентностей для успешной социализации в обществе в рамках психофизических особенностей каждого ученика.

2.2. Целью профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является постепенный качественный переход на применение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционном образовании. Планирую: 1) в соответствии с Программой развития школы на 2019-2023гг. и в целях индивидуализации обучения разработать структуру индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с РАС в 5-9 классах; 2) составить сборник методических рекомендаций для педагогов по организации образовательного процесса в классах с обучающимися подросткового возраста с ТМНР с применением дистанционных образовательных технологий; 3) разработать на основе современных методов коррекционной педагогики систему оценки жизненных компетенций обучающихся с ТМНР, 5-9 класс.

2.3. Принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся: в рамках реализации «Дорожной карты по комплексному сопровождению лиц с РАС и другими ментальными нарушениями», разработала алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута (результаты апробации технологии изложены на следующих научно-практических конференциях: «Практико-ориентированный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра», февраль, 2018 г. Нижневартовск; Региональная конференция органов исполнительной власти «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с РАС», 29 ноября, 2018, г. Сургут). Вхожу в состав рабочей группы ОУ по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Результат: внедрение в образовательное пространство алгоритма деятельности школьного психолого-педагогического консилиума для согласованного взаимодействия с ЦПМПК ХМАО-Югры: за 2017-2018 уч. год определены образовательные траектории для 41 % обучающихся; за 2018-2019 уч.год– для 43%; в течение 2019-2020 уч.года – для 45%. 

​[Приложение 2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы образовательной организации, носит системный характер и направлена на формирование в образовательном процессе эффективного обучения обучающихся с ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию в обществе. С 2017 года являюсь руководителем рабочей группы ОУ по внедрению «Дорожной карты» по сопровождению обучающихся с РАС в рамках реализации программы межведомственного взаимодействия по сопровождению лиц с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО-Югре до 2020 г., в рамках которой разработала программу коррекционных занятий для обучающихся с РАС. Результат: устойчивая динамика формирования учебных навыков и социализации у обучающихся с РАС в 1-4 классах на уровне 51%. Также с 2017 являюсь председателем школьного ПМПк. Результат: внедрение в образовательное пространство алгоритма деятельности школьного консилиума для согласованного взаимодействия с ЦПМПК ХМАО-Югры: за 2017-2018 учебный год определены образовательные траектории для 41 % обучающихся; в течение 2018-2019 уч.года – для 43%. Вхожу с кадровый состав Пилотного опорного образовательного центра по работе с детьми с ОВЗ. Являюсь специалистом Консультационного центра для оказания методической, психолого-педагогической, консультативной помощи семьям, имеющим детей с РАС, а также педагогическим работникам ОУ г. Сургута. Являюсь разработчиком Программы развития ОУ на 2019-2023 учебный год «Школа успешной самореализации».

​​[Приложение 2.4]

2.5. Участвую в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами: 20 марта 2020 года в рамках договора о взаимодействии с Региональным ресурсным центром образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, СурГПУ, организовала семинар-практикум: «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС» на базе КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»; обеспечила участие КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой» в организации и проведении Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди» в онлайн-формате в качестве регионального партнера.

​[Приложение 2.5]

2.6. Систематически провожу работу по развитию взаимодействия с родительской общественностью обучающихся с ОВЗ: в сентябре 2017 г. в рамках VIII Всероссийской выставки-форума в г. Мурманске провела открытый мастер-класс для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ: «Метод социальной истории как средство коррекции нежелательного поведения у детей с РАС». На сайте ОУ регулярно размещаются памятки для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ. В рамках деятельности школьного ПМПк организую и провожу заседания консилиума по ознакомлению родителей (законных представителей) с СИПР для обучающихся (начало учебного года), а также по результатам освоения обучающимися образовательной программы на конец учебного года.

​[Приложение 2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в АО, изложенным в государственной программе «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» в направлениях обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей. Адаптирована образовательная среда для обучающихся детей с РАС и ТМНР, разработан индивидуальный маршрут сопровождения для обучающихся с РАС. Для обучающихся категории «дети-инвалиды» подобраны специальные комплексы упражнений, заданий с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей. Разработан и реализован План мероприятий («Дорожная карта») по оказанию комплексной помощи обучающимся с РАС в соответствии с программой межведомственного взаимодействия по сопровождению лиц с РАС и другими ментальными нарушениями в ХМАО-Югре до 2020 г.

​[Приложение 2.7]

2.8. Вошла в число победителей в составе делегации от ХМАО-Югры в VIII Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей! Вместе с семьей», 6-9 сентября, 2017 г., Мурманск, номинация «Счастье в доме». Награждена Благодарственным письмом от редакции всероссийского педагогического издания «Высшая школа делового администрирования» за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс, сентябрь, 2017 г. 

​[Приложение 2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс имеет необходимое программно-методическое обеспечение: составила и успешно апробировала рабочие программы по предметам естественно-научного цикла для обучающихся с РАС и ТМНР. Участвовала в разработке адаптированной программы «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС». Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс на основе учебников и пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, приказ № 345 от 28.12.2018 г. Составлена картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на развитие интеллектуально-мнестической, так и эмоционально-волевой сфер обучающихся с ОВЗ. 

​[Приложение 3.1]

3.2. В профессиональной деятельности для определения образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью использую как традиционное оценивание: пятибалльная система, так и современные оценочные средства, и ИКТ: ведение школьного электронного журнала на базе ЦОП ХМАО-Югры с обеспечением доступа родителей к электронному дневнику обучающихся; метод экспертной группы при отслеживании уровня развития жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР. Также использую оценочные средства, разработанные совместно с коллегами: 1) «Карта индивидуальных достижений, обучающихся с легкой умственной отсталостью, 5 класс», которая с успехом используется при оценке личностных компетенций обучающихся данной категории; 2) оценочный профиль когнитивно-социальной сферы для обучающихся с РАС, в том числе с признаками РАС. Выбранный подход позволяет выделить уровень зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учетом их психофизических возможностей и особенностей. 

​[Приложение 3.2]

3.3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ при построении образовательного процесса осуществляется на основе комплексного диагностического психолого-педагогичекого обследования, что обуславливает выбор технологий, методов и форм обучения, соответствующих индивидуальным психофизиологическим особенностям обучающихся с ОВЗ: сенсорно-перцептивные технологии, технология деятельностного подхода, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ (использование ресурсов интерактивного комплекса SKY Interactive; интерактивных учебно-развивающих комплектов «Социализация», «Познание», «Коммуникация»), здоровьесберегающие технологии, игровые методы, метод Floortime, TEACCH-терапия, элементы ABA-терапии, использование карточек PECS, метод социальных историй.

3.4. Представляю свой педагогический опыт на базе Пилотного опорного образовательного центра в рамках Региональной конференции органов исполнительной власти «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с РАС», 29-30 ноября, 2018, г. Сургут (мастер-класс «Формирование базовых навыков профессиональной ориентации у обучающихся с РАС с использованием интерактивных карточек»). В рамках VIII Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей! Вместе с семьей», 6-9 сентября, 2017 г., Мурманск, провела мастер-класс: «Экспресс-диагностика когнитивной и социальной сферы детей с особыми образовательными потребностями». В 2019 году в рамках VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика современности: актуальные вопросы психологической и педагогической теории и практики» представила результаты апробации научного исследования на тему: «Перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ХМАО-Югре» («Perspectives of development of personal education with disabilities of health and disability in the Khmao-Ugra». 

​[Приложение 3.4]

3.5. Систематически транслирую собственный педагогический опыт: участвовала с докладом на XXI Региональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве», апрель, 2018 г., г. Омск. В мае 2017 года опубликовала статью в газете «Новости Югры»: «Необычный ученик: ребенок с аутизмом». В ноябре 2018 г. в сборнике РИНЦ по результатам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица с международным участием, опубликовала научную статью: «Модель системно-технологической здоровьесберегающей среды в области специального коррекционного образования». Являюсь наставником в рамках «Школы молодого специалиста» ОУ. 

​[Приложение 3.5]

3.6. Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях: I Международный конкурс по русскому языку для детей особой заботы «Русич», II Международный конкурс по математике для детей с ОВЗ «Математический сундук». 

​[Приложение 3.6]

3.7. Внеурочная деятельность является продолжением совершенства навыков, полученных на уроке, и отражается участием в проектах федерального и муниципального уровней. В рамках внеурочной деятельности мои обучающиеся участвовали во всероссийском конкурсе «Творчество родного края», номинация «Поделка», участвовали в Акции в поддержку домашних животных «Дай лапу». 

​[Приложение 3.7]

3.8. Являюсь председателем ПМПк ОУ. Руководитель рабочей группы по комплексному сопровождению обучающихся с РАС в рамках реализации Концепции межведомственного взаимодействия по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре до 2020 г. Руководитель Пилотного опорного центра, обеспечивающего работу с детьми, имеющими особенности развития. Председатель методического совета ОУ. 

​[Приложение 3.8]

4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. При стабильном показателе успеваемости – 100% прослеживается стабильный рост качества знаний обучающихся в периоды: 2016-2017 уч.г.-73 %, 2017-2018 уч.г.-74%, 2018-2019–75%, 2019-2020 уч.г.-75%. Таким образом, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику. 

​[Приложение 4.1]

4.2. Результатом освоения образовательных программ является успешное прохождение обучающимися с ОВЗ итоговой аттестации и сдача квалификационных экзаменов и дальнейшее трудоустройство, что что отражено в Публичном докладе ОУ: 2016/2017 уч.год, с.45, 2017/2018 уч.год, с.49, 2018/2019 уч.год, с. 49, 2019/2020 уч.год, с.42. 

4.3. Обучающийся 8 класса получил грамоту за II место в международной предметной олимпиаде по истории России «Осень-2016». Обучающаяся 4 класса получила диплом I степени за участие в математической олимпиаде. 

​[Приложение 4.3]

4.4. Обучающиеся 4 класса награждены благодарственным письмом за участие в школьном конкурсе стихов в рамках проведения недели начальных классов «Радуга знаний», почетной грамотой за участие в конкурсе детского рисунка «Мы против пожаров» (25-летие МЧС России). 

​​[Приложение 4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами в форме методических разработок, научных статей, семинаров-практикумов и пр., а также в форме педагогических инициатив по организации работы с родителями, отмечены победами ОУ на различных конкурсах Всероссийского и регионального уровней, что представлено в приложении. 

​[Приложение 4.5]

4.6. Благодаря многолетнему эффективному взаимодействию с учреждениями города: СК ПНД, территориальная ПМПК, приоритетным ОУ в выборе образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ стала КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой». В результате скоординированного сотрудничества с центральной ПМПК ХМАО-Югры за 2017-2018 учебный год определены образовательные траектории для 41 % обучающихся; в течение 2018-2019 уч.года – для 43%; в течение 2019-2020 уч.года – для 45%. 

​[Приложение 4.6]

4.7. Взаимодействие школьной и родительской общественности с использованием таких структурных элементов, как «Мастерская родителей», «Пилотный опорный образовательный центр» позволяет сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы; создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей, адаптации обучающихся; добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах. 

​[Приложение 4.7]

5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели программы «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», считаю необходимым: 1) совершенствовать формы работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью с использованием цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для обеспечения равного доступа к образованию; 2) разработать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированный диагностический комплекс для обучающихся с ТМНР и РАС; 3) повысить эффективность взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и их семьями категории «группы риска»; 4) расширять сотрудничество с образовательными организациями округа для научно-методического сопровождения инклюзивного образования.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю систематическое повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, конференциях, дистанционных курсах, участие в социально-значимых и образовательных проектах на различных уровнях, планирование самообразования, исходя из задач ОУ и в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Считаю необходимым повышение уровня педагогического творчества через создание авторского сборника методических рекомендаций по составлению рабочих программ для обучающихся с различной степенью умственной отсталости в соответствии с дифференцированным и индивидуальным подходом в обучении.

5.3. Собственное профессиональное развитие планирую организовывать через систематический поиск и освоение новых форм, методов и приёмов обучения; изучение методической литературы и опыта коллег, анализ и внедрение в ОУ современных коррекционно-педагогических образовательные технологий, систематическое участие в научно-практических конференциях, вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня, повышение уровня собственной цифровой грамотности.

Директор В.А. Цыганкова

Учитель С.В. Григорьева