Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Фархуллина А.Р.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Фархуллиной Алсу Рафиковны

1. Профессиональное образование

1.1. Образование: высшее, Ошский государственный университет, 2006г. специальность «Психолог»; ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,2016 г., профессиональная переподготовка по программе «Начальное образование»; АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», 2019г., профессиональная переподготовка попрограммедополнительного профессиональногообразования «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология». [1.1]

1.2. Пройденные мною курсы повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе: АУ Ханты – Мансийский технолого-педагогический колледж «Нормативно – методические основания проектирования адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации», март 2016 г.; АНО «Межрегиональный центр медиации и содействия социализации детей и молодежи»по программе «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних», ноябрь 2017г. [1.2]

1.3. Полученные знания на курсах повышения квалификации«Нормативно – методические основания проектирования адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации» позволили составить и внедрить в работу программу коррекционного курса «Развитие коммуникативных навыков». Обучение в АНО «Межрегионцентр МИСОД» по теме «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» позволило применить полученные знания по следующим направлениям: консультативно-диагностическая деятельность по вопросам профилактики суицидального поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; разработка и реализация программы по профилактике суицидального поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Профилактическая работа по предупреждению суицидального поведения обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». [1.3]

1.4. Систематически повышаю свою квалификацию.Принимала участиев вебинарах:

«Психологическое обеспечение ФГОС» 2015 г.,«Технология воспитания толерантности через систему образования» 2015г.,«Детская агрессия» 2018 г., в семинаре СУРГУ по теме: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростковой молодёжной среде» 2014г., АУ ДПО ХМАО-Югра ИРО по теме: «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» 2017г., являлась участником проекта МДМ «Социальное здоровье нации» по теме: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» 2017 г. [1.4]

1.5. Формы планируемого самообразования, повышения квалификации полностью соответствует стратегическим ориентирам развития системы образования автономном округе в направлениях повышения качества и доступности образования, обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.Планирую: расширять свои знания в изучении методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); использовать современные образовательные технологии в работе обучающимися с ОВЗ.

2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Цельюмоейпрофессиональнойдеятельностиявляется осуществление диагностики, коррекции и реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нарушениями коммуникативной и эмоционально-волевой сфер через систему коррекционно-развивающих занятий; обеспечение необходимых условий для личностного развития, коммуникативных умений, укрепления психического здоровья, формирование жизненных компетенций путем социализации и адаптации обучающихся в обществе.

2.2. Исходя из стратегических ориентиров школы, а именно: создание коррекционно - развивающего здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого выпускника инаэтой основе решение проблемы социально-трудовой адаптации, реабилитации, профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальной интеграции выпускника школы в современное общество.Цельюмоей профессиональной деятельности является обеспечение психологического сопровождения, личностной и социальной адаптации старшеклассников, формирование жизненных компетенций обучающихся путем социализации и адаптации в обществе.

2.3. Участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив: разработала и успешно апробироваларабочую программу по здоровьесбережению «Азбука здоровья»(1-11 классы) 2014г.;адаптированную программу «Этика и психология семейной жизни» для обучающихся 10-12 классов; являюсь руководителем рабочейгруппы ОУ по комплексной профилактике суицидального поведения несовершеннолетних 2017-2018г; участвую в организации и проведениимероприятий,посвящённых Всемирному днюраспространения информации о проблеме Аутизма 2018г., 2019г. [2.3]

2.4. Реализация педагогических инициатив, связанных с повышениемэффективности работы образовательной организации, носит системный характер и направлена на эффективное обучение обучающихсяс ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию в обществе: ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении недели здоровья службы ППМС сопровождения, где готовлю памятки для обучающихся и педагогов; провожу внеклассные мероприятия: конкурсы коллажей «Планета здоровья», групповые коррекционные занятия с элементами тренинга«Мы выбираем жизнь», «Уникальность и ценность моей жизни» по профилактике суицидального поведения;провожу групповые коррекционные занятия по развитию коммуникативных навыков, по развитию высших психических функций; 2014-2016г. являлась руководителям « Центра здоровьесбережения»;являлась руководителем службы ППМС сопровождения (Приказ 29.08.2014 г. № 02-03-421/14); Вхожу в состав Консультационного центрадля оказания методической, психолого-педагогической, консультативной помощи семьям,а также педагогическим работникам образовательных учреждений ХМАО-Югры. Ежегодно взаимодействую с представителями ЦПМПК в рамках психолого-педагогического обследования обучающихся с целью уточнения образовательного маршрута и профиля обучения. [2.4]

2.5.Взаимодействие с социальными партнераминосит системный характер и отражается в проектировании и реализации стратегических инициатив по обеспечению непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей в рамках социального партнёрства с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, муниципальным казенным учреждением «Информационно-методический центр». В рамках социального партнёрстваМКУ «Центр диагностики и консультирования» принималаучастие в заседании межфункциональной команды по разработке и реализации профилактических программ. Напротяжении 3-х лет осуществляла взаимодействие с БУ ХМАО-Югры «Центр медицинской профилактики»,являлась руководителем центра здоровьесбережения в МБОУ СОШ №27 (2014-2016г). [2.5]

2.6. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся носит системный характер и направлено на изучение детско-родительских отношений, индивидуальных особенностей каждого ребенка, профилактику негативных проявлений в поведении подростков. 2014-2016 г.,в целях профилактики предупрежденияи пресеченияправонарушений состояла в родительском патруле школы.

Информирую родителей по основным направлениям деятельности педагога-психолога, привлекаю их к сотрудничеству через анкетирование, родительские собрания и консультации. На сайте ОУ регулярно размещаются памятки для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ. В рамках Консультационного центра на базе ОУ провожу консультации для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения, и развития обучающихся с ОВЗ. [2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенным в государственной программе

«Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» в направлениях обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей.

2.8. Награждена Благодарственнымписьмом за активное участие в городском конкурсе на лучшую методическую разработку в рамках городского проекта «Здоровое поколение Сургута»,2014г.; Благодарственнымписьмом БУ Сургутский центр медицинской профилактики за активное участие в проекте «Здоровое поколение Сургута», 2014г.; Благодарственным письмом департамента образования Администрации города, 2014г.;Грамотой от МБОУ средняя общеобразовательная школа №27 заличный вклад в достижение высокой эффективности, качества и уровня организации работы с одаренными детьми, 2015г.; Почетной грамотой за долговременную трудовуюдеятельность, активное участие в работе профсоюзной организации, 2016 г.[2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс имеет необходимое программно-методическое обеспечение:составилаи успешно апробировала рабочую программу попредпрофильнойподготовке(8 классы) 2015г.; рабочую программу по профилактике употребления ПАВ «Мой выбор» (5–11классы) 2015г.; коррекционную программу по развитию познавательных процессов для детей с ЗПР (5-е классы) 2015г.; рабочиепрограммыпоразвитию коммуникативных навыков (10-12 классы) 2018г.; рабочиепрограммы поэтике и психологии семейной жизни (10-12 классы) 2018г. Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс и диагностический инструментарий. [3.1]

3.2. Уровень и динамика развития коммуникативной и эмоционально-волевой сферыобучающихся отслеживаются с использованием современных оценочных средств и ИКТ, при помощи комплекса психодиагностических методик. Полученные результаты отражаются в индивидуальных картах ППМС сопровождения обучающихся с ОВЗ (психологический раздел); психолого-педагогических портретах классов; индивидуальных психолого-педагогических характеристиках обучающихся с ОВЗ;психологических представлениях на обучающихся в рамках ежегодного прохождения ЦПМПК;мониторинге сформированности жизненных компетенций у обучающихся 10-12 классов; мониторинге по профилактической работе по предупреждению суицидального поведения обучающихся с ОВЗ.

3.3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ при построении образовательного процессаосуществляется посредством следующих образовательных технологий:технология деятельностного подхода, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, ИКТ, технология использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающие технологии. Организация образовательного процесса осуществляется мной на основе комплексного диагностического психолого-педагогического обследования, что обуславливает выбор методов и форм обучения, соответствующих индивидуальным психофизиологическим особенностям обучающихся с ОВЗ. По результатам обследования составляюкоррекционные программы по развитию коммуникативной,эмоционально-волевой сферыдля данной категории обучающихся,ориентируясь на их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программ.

3.4. Представляю свой педагогический опыт в рамках работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся с ОВЗ:принимала участие в семинарском занятии в «Центре диагностики и консультирования» по теме: «Социально - педагогический аспект профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних», 2017г., входила в состав городского методического объединения педагогов-психологов г. Сургута, 2014-2016г. [3.4]

3.5.Представляю свой педагогический опыт в рамках работы Ресурсного центра по сопровождению ОУ ХМАО-Югры по вопросам инклюзивного образования: на методическомобъединении учителей-предметников по теме: «Как выстроить взаимоотношенияс «трудным» подросткам» 2017г.; на педагогических советах по «Адаптации участников образовательного

процесса в новом учебном году», 2017 - 2019г. Представляла опыт на городских семинарах-практикумах для педагогов-психологов муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций по темам: «Профилактика школьного насилия» 2014 г., «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС» 2016 г., «Социально – психологический аспект профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних», 2017 г.Активно участвуюв сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ:являюсь участником сообщества «infourok.ru», участником проекта «Социальное здоровье нации». В журналемеждународного уровня РИНЦ X Международные социально – педагогические исследования им. Б.И. Лившинцаопубликовала статью по теме «Проектирование профилактического маршрута по предупреждению суицидального поведения среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 2018 г. В рамкахКонсультационного центрана базеОУпровожу консультации для педагогических работников по вопросам воспитания, обученияи развития обучающихся с ОВЗ.[3.5]

3.6. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах проходило на международном, федеральном, региональном уровнях. Ежегодно,подготовленныемною обучающиеся, участвовали в городской олимпиаде по психологии в 2014-2016г.г.; Почетная грамота за 1 место, участиев городскомконкурс эссе «Психология в моей жизни», 2015г.;Дипломза 1 место региональный конкурс «Северное сияние» номинация «Детская исследовательская работа», 2019г.

3.7. Участие обучающихся во внеурочной деятельности: Участиев городской межшкольной научно – практической конференции обучающихся «V Менделеевские чтения» секция «Исследования в области социально гуманитарных наук»(2015г. дипломы 1 степени); «VI Менделеевские чтения» (2016г. диплом 2 степени); «VII Менделеевские чтения» секция «Искусство и дизайн»(2017г. диплом 3 степени, сертификат участника).

3.8.Входилав состав:членов комиссии по организации и проведению социально-психологического тестирования (Приказ 2015 год, №02-03-470), муниципальной комиссии для обработки анкет социально – психологического тестирования обучающихся бюджетных общеобразовательных организаций 2015 г. (Приказ ДО №12-27-606/15), экспертной комиссии городского соревнования юных исследователей«Шаг в будущее. Юниор» 2016 год (Приказ ДО №12-27-115/16). Вхожу в состав экзаменационной комиссии ОУ по итоговой аттестации по трудовому обучению в 12 -х классах, профиль «Швейное дело»; «Столярное дело» 2018 г. (Приказ №284).

4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. По результатам коррекционно-развивающих занятий у старшеклассников наблюдается положительная динамика у обучающихся 10-х классов (за 2018-2019 уч. год динамика адаптации обучающихся при переходе в старшее звено обучения возросла на 24%).Возросла положительная динамика психоэмоционального состояния обучающихся, положительная динамика развития жизненных компетенций обучающихся 10-12классов (10классы – от56 %и выше, 11 класс – от 65%, 12классы - от 73%). Повысилась удовлетворенность старшеклассников10-12 классов (до 97 %).Благодаря психолого - педагогическому сопровождению в период подготовки и сдачи выпускного экзамена100% обучающихся при 100% успеваемости ежегодно сдают экзамен.

4.2. Компетентностный подход даёт положительные результаты: итоговая аттестация в 12-х классах показала 100% усвоение обучающимися образовательных программ. По итогам квалификационных экзаменов III разряд по профессиям: швея, столяр строительный получили 58% обучающихся, II разряд - 42% обучающихся. Увеличился процент трудоустроенных выпускников 90%. Результатом освоения образовательных программ является показатель успешного обучения в старшем звене.

4.3. Обучающаяся 11 класса получила1 место за участиев городскомконкурс эссе «Психология в моей жизни», 2015г.;обучающаяся 10 класса получиладипломза 1 место врегиональном конкурсе «Северное сияние» номинация «Детская исследовательская работа», 2019г. [4.3]

4.4.Ежегодно обучающиеся участвуют в городской межшкольной научно - практической конференции «Менделеевские чтения» и занимают призовые места (2014 г. – 3 место, 2015 г. – два 1 места, 2016 г. – 2 место, 2017 г. – 3 место .[4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, носят системный характер и отражаются в совместной деятельности внутри методического объединения: проведение совместных мероприятий на методической неделе (круглые столы, открытые уроки), составление рабочих программ по предмету. При тесном сотрудничестве с учителями-предметниками и сколлегами по ППМС сопровождения составляются индивидуальные психолого-педагогические представления и психологические заключения для обучающихся в рамках ежегодного прохождения ЦПМПК.

4.6. Благодаря многолетнему эффективному взаимодействию с учреждениями города: СК ПНД, территориальная межведомственная ПМПК, центральная ПМПК ХМАО – Югры, КДН, в выборе образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ приоритетной стала КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой».

4.7. Важным направлением в своей профессиональной деятельности считаю работу с родителями обучающихся. Эффективным методом работы являются круглые столы, выступления на родительских собраниях. Приняла участие во встрече с родителями, воспитывающих детей инвалидов в БУ ХМАО-Югра «Центр социального обслуживания» 2017 г.

5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», считаю необходимым продолжать работу в направлениях: выявление и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; укрепление чувства взрослостиу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); продуктивное использование образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися жизненных компетенций.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю систематическое повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, на вебинарах и конференциях, дистанционных курсах, участие в социально значимых проектах на различных уровнях, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5.3. Собственное профессиональное развитие планирую организовывать следующим образом: осуществлять и поддерживать в решении задач самоопределения и саморазвития обучающихся; оказывать помощь в решении личностных проблем адаптации и социализации; формировать навыки жизненных компетенций; изучать методическую литературу, опыт коллег, а также анализировать, модернизировать и апробировать коррекционно-развивающую работу, систематически участвовать в научно-практических конференциях, вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня.

Педагог - психолог А.Р. Фархуллина

Директор В.А. Цыганкова