Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Цыганкова А.Ю.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Цыганковой Анастасии Юрьевны

1. Профессиональное образование

1.1. Образование: высшее, ГОУ ВПО «Курганский государственный университет», 2011 г., квалификация: «Учитель технологии и предпринимательства», специальность: «Технология и предпринимательство». Диплом о профессиональной переподготовке по программе «Олигофренопедагогика», ФГБОУ ВО УрГПУ, 2020 г.

​​[Приложение 1.1]

1.2. Пройденные курсы повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе: 1) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по теме: «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь», февраль, 2020г., Москва; 2) ООО ЦНОИ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, г. Санкт-Петербург, 2020 г.; 3) ООО ЦНОИ «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), г. Санкт-Петербург, 2020 г.

​[Приложение 1.2]

1.3. Результатами дополнительного профессионального образования и повышения квалификации является следующее: 1) разработала и реализовала специальные индивидуальные программы развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР (вариант 2), также оформила подборку цифровых образовательных ресурсов в виде готовой продукции (презентации, видеофрагменты) для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий для данной категории обучающихся; 2) для отслеживания личностных достижений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР разработала дневники наблюдений (мониторинги жизненных компетенций); 3) использую элементы метода сказкотерапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

​[Приложение 1.3]

1.4. Систематически повышаю уровень профессиональной подготовки: очное участие в работе Всероссийского круглого стола: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС, имеющих интеллектуальные нарушения, в различных образовательных условиях: проблемы, пути, решения, перспективы», г. Санкт-Петербург, 2020 г.; Всероссийский научно-практический онлайн-семинар «Социокультурные практики для людей с РАС», г. Москва, 2021 г.; III Всероссийская научно-практическая конференция «Семья особого ребенка», г. Москва, 2021 г.

​[Приложение 1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе в направлении повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: 1) расширять свои знания в области построения образовательного пространства для обучающихся со сложной структурой дефекта, в том числе с РАС, с учетом требований ФГОС; 2) разрабатывать для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР индивидуальные образовательные траектории с акцентом на социализацию обучающихся; 3) использовать современные образовательные технологии (игровые, проектное обучение), в том числе цифровые, направленные на освоение предметных и формирование жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР и РАС.

2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Целью моей педагогической деятельности является создание условий для общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся с умственной отсталостью на основе формирования предметных и личностных/жизненных компетентностей для успешной социализации в обществе в рамках психофизических особенностей каждого ученика.

2.2. Целями профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективность деятельности образовательной организации, является: повышение эффективности и качества образования в рамках введения и реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); выявление и развитие познавательного и творческого потенциала учащихся через вовлечение их в различные конкурсы и мероприятия. Показатели достижения целей: положительная динамика образовательных результатов, личностных достижений; увеличение количества участников конкурсов и олимпиад внеурочной деятельности, разработка методических рекомендаций по использованию элементов сказкотерапии с обучающимися ОВЗ.

2.3. Ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении предметной недели начальных классов. Систематически провожу внеклассные мероприятия по предметам в виде игр, конкурсов, викторин. Вхожу в рабочую группу по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Результат: разработка и внедрение в практическое использование комплекта рабочих программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР

​[Приложение 2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы ОУ, носит системный характер и направлена на формирование в образовательном процессе эффективного обучения обучающихся с ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию. Провела мастер – класс на всероссийском форуме «Вместе – ради детей», выступала на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди». Принимаю участие в работе региональных семинаров-практикумов.

​[Приложение 2.4]

2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами отражается в следующих направлениях: сотрудничество с Региональным общественным движением помощи бездомным животным «Дай лапу», в котором принимают участие обучающиеся класса (сбор корма), сотрудничество с экологическим движением СурГУ «РазДельный Сбор-Сургут» с целью формирования у обучающихся с ОВЗ экологической культуры, ответственного отношения к животным.

​[Приложение 2.5]

2.6. Для реализации воспитательной программы активно привлекаю родителей. Для этого использую различные формы работы: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, совместные мероприятия, в том числе с применением дистанционных технологий. Кроме того, организую и провожу заседания экспертной группы по ознакомлению родителей (законных представителей) с СИПР для обучающихся (начало учебного года), а также по результатам освоения обучающимися образовательной программы на конец учебного года.

​[Приложение 2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенными в Постановлении правительства ХМАО-Югры от 05.10. 2018г №338-п (в редакции от 10.12.2021г.) «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования» в направлениях обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей. Адаптирована образовательная среда и разработана схема индивидуального маршрута сопровождения для обучающихся с ТМНР. Для обучающихся категории «дети-инвалиды» подобраны специальные комплексы заданий с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.

​[Приложение 2.7]

2.8. За проявленный профессионализм и творческий подход в распространении инновационного педагогического опыта в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на всероссийском и региональном уровнях награждена благодарственным письмом КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой».

​[Приложение 2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс обеспечен необходимой программно-методической документацией. Работаю по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Разработала специальные индивидуальные программы развития для обучающихся начального и среднего звена с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР, в том числе с РАС (вариант 2). Разработала программы по внеурочной деятельности «Мой мир», «Истоки», 1-4 класс. Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс на основе учебников и пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, приказ №766 от 23.12.2020.

​[Приложение 3.1]

3.2. В условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью использую современные инструменты и методы оценки уровня и динамики развития ребенка с применением ИКТ: ведение школьного электронного журнала на базе ЦОП ХМАО-Югры с обеспечением доступа родителей к электронному дневнику учеников. Также использую метод экспертной группы при отслеживании уровня развития предметных и жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР, в ходе которого два раза в год заполняется «Мониторинг жизненных компетенций», что позволяет проследить динамику обучения и развития каждого обучающегося, и позволяет выделить зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учетом их психофизических возможностей и особенностей.

​[Приложение 3.2]

3.3. Использую деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы, оказывающие эффективное коррекционное воздействие на обучающихся с разной степенью интеллектуальных нарушений: например, для составления индивидуального образовательного маршрута/программы совместно со специалистами службы ППМС-сопровождения провожу комплексную психолого-педагогическую диагностику с учётом зоны ближайшего развития на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Для обеспечения индивидуализации и дифференциации образования обучающихся с различной структурой дефекта в своей работе применяю современные образовательные технологии, имеющие большое коррекционное влияние на обучающихся с ОВЗ: технологии деятельностного и личностно – ориентированного подхода, ИКТ (интерактивная доска SMART), здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, элементы сказкотерапии. Организую образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, создавая ситуацию успеха.

​[Приложение 3.3]

3.4. В рамках Программы развития ОУ на 2019-2023 гг. участвую в реализации плана работы Пилотного опорного образовательного центра по работе с детьми, имеющими особенности развития. Результаты экспериментальной деятельности представлены на Всероссийском форуме «Вместе - ради детей» и Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди».

​[Приложение 3.4]

3.5. Систематическое транслирование педагогического опыта отражается в следующих формах: на Всероссийском форуме «Вместе – ради детей» рассказала об использовании сказкотерапии в адаптации учебного материала для детей с ТМНР, выступила на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди» с флешмобом «Мне с другом по пути», посвященному популяризации ЗОЖ среди обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС. На региональном семинаре-практикуме «Реализация АООП и СИПР для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития», выступила с докладом: «Использование элементов сказкотерапии в обучении и воспитании младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Также опыт работы по использованию элементов сказкотерапии в учебном процессе с детьми с ТМНР был представлен в рамках региональной конференции «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика внедрения стационарозамещающих технологий социального обслуживания»

​[Приложение 3.5]

3.6 Применение современных технологий в урочной деятельности способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, о чём свидетельствуют их достижения в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

​[Приложение 3.6]

3.7. Внеурочная деятельность является продолжением совершенствования навыков, полученных на уроке и отражается участием обучающихся в проектах различных уровней.

​[Приложение 3.7]

3.8. Являюсь членом рабочей группы по введению и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Организую и провожу заседания экспертной группы по ознакомлению родителей (законных представителей) с СИПР для обучающихся (начало учебного года), а также по результатам освоения обучающимися образовательной программы на конец учебного года.

​[Приложение 3.8]

4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. В условиях реализации СИПР академические результаты не оцениваются. Итоговые достижения обучающихся по АООП, вариант 2, определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции: стабильный рост сформированности жизненных компетенций обучающихся: 2017-2018 уч.г.-43%, 2018-2019–48%, 2019-2020 уч.г.-57%.,2020-2021-63%. Таким образом, результаты освоения обучающимися СИПР по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику.

​[Приложение 4.1]

4.2. Результатом освоения образовательных программ является успешное прохождение обучающимися с ОВЗ итоговой аттестации и сдача квалификационных экзаменов и дальнейшее трудоустройство, что что отражено в Публичном докладе ОУ: 2017/2018 уч.год, с.49, 2018/2019 уч.год, с. 49, 2019/2020 уч.год, с.42, 2020/2021 уч.год, с.37.

4.3. Мои обучающиеся успешно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различных уровней.

​[Приложение 4.3]

4.4. Результатом систематического участия обучающихся во внеурочной деятельности являются победы и призовые места обучающихся.

​[Приложение 4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, имеют системный характер: взаимодействую с психологической службой через совместную работу по реализации СИПР и заседания экспертной группы в формате консилиума ОУ. Заполняю карты ППМС детей-инвалидов, составляю характеристики для ЦПМПК ХМАО-Югры. Принимаю активное участие в организации методической работы службы ППМС: организация предметных недель, проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков и дополнительных занятий коллег в целях преемственности педагогического опыта. В составе педагогической команды по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью разработала комплекс рабочих программ для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, 1-4 класс, программу по внеурочной деятельности «Истоки», «Мой мир», 1-4 класс.

​[Приложение 4.5]

4.6. Выступила с мастер-классами в следующих социально-значимых мероприятиях:

Всероссийский форум «Вместе - ради детей!», организованный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; региональная конференция «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика внедрения стационарозамещающих технологий социального обслуживания», организованная Департаментом социального развития ХМАО-Югры.

​[Приложение 4.6]

4.7. Выстраиваю конструктивные отношения с родителями обучающихся, реализую рекомендации педагога-психолога в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими проблемы с эмоционально-волевой сферой и поведением. Результатом совместной работы с родителями стало участие данных обучающихся в социально-значимых видах деятельности: городские акции по сбору макулатуры, посадке деревьев, творческие конкурсы, что способствует успешной социализации детей.

​[Приложение 4.7]

5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели, изложенные в Постановлении правительства ХМАО-Югры от 05.10. 2018г №338-п (в редакции от 10.12.2021г.) «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования», считаю необходимым: 1) принимать активное участие в новых российских образовательных проектах, направленных на обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ОВЗ; 2) подбирать и систематизировать цифровые образовательные ресурсы по предметам «Человек», «Окружающий социальный мир» для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, конференциях и мастер-классах, дистанционных курсах; участие в социально значимых проектах на различных уровнях, планирование самообразования, исходя из задач ОУ и в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

5.3. Собственное профессиональное развитие планирую организовывать через систематический поиск и освоение новых форм, методов и приёмов обучения; изучение методической литературы и опыта коллег, анализ и внедрение в ОУ современных коррекционно-педагогических образовательные технологий, систематическое участие в научно-практических конференциях, вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня, повышение уровня собственной цифровой грамотности.

Директор: В.А. Цыганкова

Учитель: А.Ю. Цыганкова