Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Борисова Г.В.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Борисовой Галины Викторовны

1. Профессиональное образование

1.1. Сургутское педагогическое училище, 1989г.; специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов». Сургутский государственный педагогический университет, 2006г.; специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов». Диплом о профессиональной переподготовке ФГБОУ ВПО «Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева» по программе «Олигофренопедагогика», 2013г.

​[Приложение 1.1]

1.2. В межаттестационный период повысила квалификацию по направлениям: 1) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по теме: «Реализация ФГОС в коррекционной помощи детям школьного возраста с нарушением интеллекта», август, 2016г., Москва; 2) БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе: «Методические и содержательные аспекты образования в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», апрель, 2016., г. Сургут; 3) ГБОУ ДПО: «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» по программе «Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС», май, 2018, г. Псков; 4) Министерство Образования и Науки Российской Федерации МГППУ, ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС: участие в работе 2 Всероссийской научно-практической конференции: «Комплексное сопровождение детей с РАС», ноябрь, 2017, г. Москва

​[Приложение 1.2]

1.3 Результатами дополнительного профессионального образования и повышения квалификации является следующее: 1) разработала и реализовала специальные индивидуальные программы развития (СИПР) для обучающихся 3, 4 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР (вариант 2); 2) для отслеживания личностных достижений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР мною разработаны дневники наблюдений (мониторинги личностных достижений); 3) использую элементы метода сказкотерапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

​[Приложение 1.3]

1.4. Систематически повышаю уровень профессиональной подготовки: очное участие в работе 2 Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», ноябрь, 2017, г. Москва; заочное участие в работе Всероссийского круглого стола: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, в различных образовательных условиях: проблемы, пути решения, перспективы», сентябрь, 2020, г. Санкт-Петербург; заочное участие в 3 Всероссийской Научно-Практической Конференции «Семья особого ребёнка», октябрь, 2021, г. Москва.

​[Приложение 1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе в направлении повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: 1) расширять свои знания в области построения образовательного пространства для обучающихся с различной структурой дефекта, в том числе ТМНР, с учетом требований ФГОС; 2) разрабатывать для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР индивидуальные образовательные траектории с акцентом на социализацию обучающихся; 3) использовать современные образовательные технологии (игровые, проектное обучение), в том числе цифровые, направленные на освоение предметных и формирование личностных компетенций у обучающихся с различной степенью умственной отсталости.

2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1. Целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием обучающихся с различной степенью умственной отсталости, является создание образовательной среды, способствующей обучению, воспитанию и развитию каждого обучающегося с ОВЗ в соответствии с его интересами, склонностями и психофизическими возможностями. В связи с этим планирую повысить уровень жизненных компетенций обучающихся умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР на 3% (по сравнению с 2020-2021 уч. годом).

2.2. Целями профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективность деятельности образовательной организации, является: повышение эффективности и качества образования в рамках введения и реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); выявление и развитие познавательного и творческого потенциала учащихся через вовлечение их в различные конкурсы и мероприятия. Показатели достижения целей: положительная динамика образовательных результатов, личностных достижений; увеличение количества участников конкурсов и олимпиад внеурочной деятельности, разработка сборника игр и методических рекомендаций по использованию элементов сказкотерапии с обучающимися ОВЗ.

2.3 Ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении предметной недели начальных классов. Систематически провожу внеклассные мероприятия по предметам в виде игр, конкурсов, викторин по математическим представлениям, речи и альтернативной коммуникации, окружающему природному миру, домоводству, изобразительной деятельности. Вхожу в рабочую группу по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Результат: разработка и внедрение совместно с педагогами начальных классов в практическое использование комплекта рабочих программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

​[Приложение 2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы ОУ, носит системный характер и направлена на формирование в образовательном процессе эффективного обучения обучающихся с ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию. Провела мастер – класс на всероссийском форуме «Вместе – ради детей», выступала на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди». Входила в состав рабочей группы по разработке программ внеурочной деятельности ОУ в 2015-2018 гг. Результат: разработала программу по внеурочной деятельности общекультурного направления «Этикет», 1- 4 класс. Принимаю участие в работе семинаров, педагогических советов, методических недель.

​[Приложение 2.4]

2.5. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами носит системный характер и отражается в следующих направлениях: совместная работа с Центром детского творчества г. Сургута - организация досуга детей с ОВЗ, систематическое многолетнее сотрудничество с Региональным общественным движением помощи бездомным животным «Дай лапу», в котором принимают участие обучающиеся класса (сбор корма), участие в экологической акции по сбору макулатуры «Спаси дерево» с целью сохранения культурных и нравственных традиций, формирования у обучающихся с ОВЗ экологической культуры, ответственного отношения к животным.

​[Приложение 2.5]

2.6. Считаю работу с родителями одной из составляющих успешной работы педагога: в рамках ФГОС занималась проектной деятельностью, создала проект «Моё имя». Цель проекта: расширение знаний обучающихся и родителей об их именах, их значении в жизни человека. В рамках проекта совместно с родителями работала по формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев; проводила консультации для родителей, практические занятия. К работе привлекались специалисты службы ПМПС-сопровождения. Как классный руководитель регулярно провожу родительские собрания, открытые занятия для родителей, организую и провожу заседания экспертной группы по ознакомлению родителей (законных представителей) с СИПР для обучающихся (начало учебного года), а также по результатам освоения обучающимися образовательной программы на конец учебного года.

​[Приложение 2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе, изложенными в государственной программе «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» в направлениях обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей. Адаптирована образовательная среда для обучающихся детей с ТМНР, разработана схема индивидуального маршрута сопровождения для обучающихся с ТМНР. Для обучающихся категории «дети-инвалиды» подобраны специальные комплексы заданий с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.

​[Приложение 2.7]

2.8. Имею следующие почётные награды и грамоты: Почетная Грамота от Сургутской Городской Организации Профсоюза Работников Народного Образования и Науки Российской Федерации за активную, многолетнюю работу в профсоюзном движении, пропаганду здорового образа жизни и участие в городской спартакиаде работников народного образования; Грамота от Профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации КУ «Сургутской школы с углубленной трудовой подготовкой» за активную работу в профсоюзном движении, организацию и подготовку культурно-массовых мероприятий; Дипломом Победителя школьного конкурса профессионального мастерства «Педагог года - 2016»; Благодарственное письмо от СурГПУ за плодотворное сотрудничество и позитивное отношение к руководству практикой студентов СурГПУ; Благодарственное письмо от Центра Детского Творчества за помощь в создании условий для воспитания, обучения и развития детей; Благодарственное письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры; Почетная грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа–Югры.

​[Приложение 2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс обеспечен необходимой программно-методической документацией. Работаю по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2). Разработала СИПР для обучающихся 1-4 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и с ТМНР (вариант 2). Разработала программу по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Этикет», 1-4 класс. Для каждой программы подобран учебно-методический комплекс на основе учебников и пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, приказ №766 от 23.12.2020. В 2016 году на основе АООП разработала адаптированную программу «Живой мир» для обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью.

​[Приложение 3.1]

3.2. В условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью использую как традиционное оценивание по пятибалльной системе, так и современные инструменты и методы оценки уровня и динамики развития ребенка с применением ИКТ: ведение школьного электронного журнала на базе ЦОП ХМАО-Югры с обеспечением доступа родителей к электронному дневнику учеников. Также использую метод экспертной группы при отслеживании уровня развития предметных и жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР, в ходе которого два раза в год заполняется «Карта индивидуальных достижений», что позволяет проследить динамику обучения и развития каждого обучающегося, и позволяет выделить зоны актуального и ближайшего развития обучающихся, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учетом их психофизических возможностей и особенностей.

​[Приложение 3.2]

3.3. Использую деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы, оказывающие эффективное коррекционное воздействие на обучающихся с разной степенью интеллектуальных нарушений: например, для составления индивидуального образовательного маршрута/программы совместно со специалистами службы ППМС-сопровождения провожу комплексную психолого-педагогическую диагностику с учётом зоны ближайшего развития на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Для обеспечения индивидуализации и дифференциации образования обучающихся с различной структурой дефекта в своей работе применяю современные образовательные технологии, имеющие большое коррекционное влияние на обучающихся с ОВЗ: технологии деятельностного и личностно – ориентированного подхода, ИКТ (интерактивная доска SMART), здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, элементы сказкотерапии. Организую образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, создавая ситуацию успеха.

3.4. В рамках Программы развития ОУ на 2019-2023 гг. участвую в реализации плана работы Пилотного опорного образовательного центра по работе с детьми, имеющими особенности развития. Результаты экспериментальной деятельности представлены на Всероссийском форуме «Вместе - ради детей» и Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди».

​[Приложение 3.4]

3.5. Систематическое транслирование педагогического опыта отражается в следующих формах: на Всероссийском форуме «Вместе – ради детей» рассказала об использовании сказкотерапии в адаптации учебного материала для детей с ТМНР, выступила на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди» на тему: «Об эффективности использования элементов сказкотерапии с обучающимися ОВЗ», выступаю на педагогических советах, на заседаниях методического объединения. Активно участвую в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ: создала свой персональный сайт в социальной сети работников образования, имею личный кабинет на сайте "infourok.ru". Являюсь победителем школьного конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2016», в котором делилась опытом с коллегами и повышала престиж профессии педагога.

​[Приложение 3.5]

3.6 Применение современных технологий в урочной деятельности способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, о чём свидетельствуют их достижения в конкурсах и олимпиадах различного уровня: 2 международный конкурс по рисованию для детей с ОВЗ «Весенняя капель», олимпиада по математике в международном проекте «Видеоурок», международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку «Пишу и читаю правильно», международная олимпиада «В гости к весне», международный конкурс по биологии для детей с ОВЗ «Анатомия природы», международный дистанционный конкурс «Звёздный час», школьный конкурс рисунков «Животный мир Югры», школьные олимпиады в рамках недель начальных классов.

​[Приложение 3.6]

3.7. Внеурочная деятельность является продолжением совершенствования навыков, полученных на уроке и отражается участием в проектах федерального и муниципального уровней: городской фестиваль «Солнце для всех», общегородская экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево», школьный «Марафон добрых дел», конкурс чтецов, «Неделя здоровья», предметные недели начальных классов, школьный конкурс цветочных клумб «Цветы Победы», конкурс «Самый яркий новогодний класс», конкурс праздничных поздравлений «Новогодняя фантазия».

​[Приложение 3.7]

3.8. Являюсь членом рабочей группы по введению и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Организую и провожу заседания экспертной группы по ознакомлению родителей (законных представителей) с СИПР для обучающихся (начало учебного года), а также по результатам освоения обучающимися образовательной программы на конец учебного года.

​[Приложение 3.8]

4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. В условиях реализации СИПР академические результаты не оцениваются. Итоговые достижения обучающихся по АООП, вариант 2, определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции: стабильный рост сформированности жизненных компетенций обучающихся: 2017-2018 уч.г.-43%, 2018-2019–48%, 2019-2020 уч.г.-57%.,2020-2021-63%. Таким образом, результаты освоения обучающимися СИПР по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику.

​​[Приложение 4.1]​

4.2. Результатом освоения образовательных программ является успешное прохождение обучающимися с ОВЗ итоговой аттестации и сдача квалификационных экзаменов и дальнейшее трудоустройство, что что отражено в Публичном докладе ОУ: 2016/2017 уч.год, с.45, 2017/2018 уч.год, с.49, 2018/2019 уч.год, с. 49, 2019/2020 уч.год, с.42, 2020/2021 уч.год, с.37.

4.3. Обучающиеся моего класса систематически принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях: 2 международный конкурс по рисованию для детей с ОВЗ «Весенняя капель (Лауреат), олимпиада по математике в международном проекте «Видеоурок», международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку «Пишу и читаю правильно» (Диплом победителя 1 степени), международная олимпиада «В гости к весне» (2 место), международный конкурс по биологии для детей с ОВЗ «Анатомия природы», международный дистанционный конкурс «Звёздный час» (Диплом 2 степени), школьный конкурс рисунков «Животный мир Югры» (2 победителя), школьные олимпиады в рамках недель начальных классов (1,2,3 места).

​[Приложение 4.3]

4.4. Результатом систематического участия обучающихся во внеурочной деятельности являются следующие достижения: городской фестиваль «Солнце для всех», общегородская экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево» (4 место), школьный «Марафон добрых дел», конкурс чтецов (лауреат), «Неделя здоровья», предметные недели начальных классов, школьный конкурс цветочных клумб «Цветы Победы» (1 место), конкурс «Самый яркий новогодний класс» (победитель), конкурс праздничных поздравлений «Новогодняя фантазия», самый активный читатель.

​[Приложение 4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, имеют системный характер: взаимодействую с психологической службой через совместную работу по реализации СИПР и заседания экспертной группы в формате консилиума ОУ. Заполняю карты ППМС детей-инвалидов, составляю характеристики для ЦПМПК ХМАО-Югры. Принимаю активное участие в организации методической работы службы ППМС: организация предметных недель, проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков и дополнительных занятий коллег в целях преемственности педагогического опыта. В составе педагогической команды по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью разработала комплекс рабочих программ для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, 1-4 класс, программу по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Этикет», 1-4 класс.

4.6. Наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнёрами, носят системный характер. В результате сотрудничества с Центром Развития Детей «Вундеркинд» награждена благодарственным письмом. Приняла участие в социально-значимом мероприятии в рамках Всероссийского форума «Вместе - ради детей!», организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

​​[Приложение 4.6]

4.7. Выстраиваю конструктивные отношения с родителями обучающихся, реализую рекомендации педагога-психолога в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми, имеющими проблемы с эмоционально-волевой сферой и поведением. Результатом совместной работы с родителями стало участие данных обучающихся в социально-значимых видах деятельности: городские акции по сбору макулатуры, посадке деревьев, творческие конкурсы, что способствует успешной социализации детей. В целях повышения уровня родительской вовлеченности в учебно-воспитательный процесс в период дистанционного обучения, мной составлен и реализован совместный проект в рамках ФГОС «Моё имя».

​[Приложение 4.7]

5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», считаю необходимым: 1) продолжать работу в направлениях научно-методического сопровождения инклюзивного образования в сотрудничестве со школами города и округа и совершенствования форм работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 2) принимать активное участие в новых российских образовательных проектах, направленных по обеспечению доступности качественного образования обучающихся с ОВЗ; 3) подбирать и систематизировать цифровые образовательные ресурсы по предметам «Человек», «Окружающий природный мир» для проведения уроков с использованием дистанционных образовательных технологий.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю повышение профессионального мастерства на курсах повышения квалификации, конференциях и мастер-классах, дистанционных курсах; участие в социально значимых проектах на различных уровнях, планирование самообразования, исходя из задач ОУ и в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

5.3. Собственное профессиональное развитие планирую организовывать через систематический поиск и освоение новых форм, методов и приёмов обучения; изучение методической литературы и опыта коллег, анализ и внедрение в ОУ современных коррекционно-педагогических образовательные технологий, систематическое участие в научно-практических конференциях, вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня, повышение уровня собственной цифровой грамотности.