Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Бесчаснова Л.Ш.

Отчет о самообследовании профессиональной деятельности

КОУ «Сургутская школа с профессиональной подготовкой»

Бесчасновой Ларисы Шефкетовны

1. Профессиональное образование

1.1. Профессиональное образование: 1) Стерлитамакский Государственный Педагогический Институт, 2001 год, специальность «Педагогика и методика начального образования, квалификация – учитель начальных классов., 2) Салаватское медицинское училище, 1994 год, специальность «Лечебное дело», квалификация – фельдшер. 3) Диплом о профессиональной переподготовке Стерлитамакский Государственный Педагогический Институт, 2002, специальность «Логопедия».

​[Приложение 1.1]

1.2. В межаттестационный период повысила квалификацию по направлениям: 1) Учреждение Дополнительного Профессионального Образования «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по теме «специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика»,2022 г, г. Санкт-Петербург; 2) ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», 2020, г. Санкт-Петербург. 3) ООО «ЦНОИ» «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 2020, г. Санкт-Петербург. 4) ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе «Работа по выходу неговорящего ребёнка из безречья к развернутой фразовой речи», 2020, г. Москва. 5) ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии в соответствии с требованиями ФГОС», 2020 г, г. Сургут. 6) «Центр обучения и повышения квалификации педагогов» «Новые технологии и современные подходы в опережающем обучении детей», 2017 г, г. Челябинск.

​[Приложение 1.2]

1.3. Результатами дополнительного профессионального образования и повышения квалификации является следующее: 1) разработала и реализовала план коррекционной работы по активизации речи неговорящего ребёнка; 2) для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий мною организованы групповые занятия на платформе Zoom для обучающихся 1-3 классов с умеренной умственной отсталостью; 3) работаю в составе рабочей группы по введению и реализации ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. 4) Использую компьютерные интерактивные логопедические игры в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разработала авторскую экспресс-диагностику при использовании компьютерных интерактивных игр для обследования устной речи. В межаттестационный период работая с детьми дошкольного возраста разработала методические рекомендации по разделу «Речевое развитие»: «Её величество сказка» (организация сказкотерапевтических сеансов); «Будем говорить правильно» (сборник домашних заданий); «Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников».

​[Приложение 1.3]

1.4. Систематически повышаю уровень профессиональной подготовки: очное участие в работе Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди», 2022 г., Сургут; заочное участие в Региональной конференции органов исполнительной власти Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика внедрения стационарозамещающих технологий социального обслуживания», 2021 г., Сургут; заочное участие в работе II Всероссийской конференции – совещании «КПП исследование современного ребёнка с ОВЗ», 2021 г., г. Москва; заочное прохождение курса «Психологические механизмы речи. Опора на их понимание при составлении плана работы по активизации речи», 2020 г., г. Москва; очное участие в большом сенсорном зимнем вебинаре, 2020 г., г. Москва; заочное участие в III Всероссийской Научно-Практической Конференции «Семья особого ребёнка», 2020г., г. Москва; приняла участие в работе научно-практической конференции «Многогранность особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическое обследование детей, подростков и молодёжи с учётом их индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей», 2022 г., г. Екатеринбург.

​[Приложение 1.4]

1.5. Планируемые формы самообразования и повышения квалификации соответствуют стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе в направлении повышения качества и доступности образования обучающихся с ОВЗ. Планирую: 1) разрабатывать для обучающихся с различной степенью умственной отсталости индивидуальные логопедические маршруты с акцентом на социализацию обучающихся, с учетом требований ФГОС. 2) использовать современные образовательные технологии (игровые, проектное обучение), в том числе цифровые, направленные на освоение и формирование личностных компетенций у обучающихся с различной степенью умственной отсталости.

2. Представление о педагогической профессии и педагогической миссии.

2.1. Цель моей профессиональной деятельности заключается в оказании индивидуально-ориентированной логопедической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с их склонностями и психофизическими возможностями.

2.2. Целью профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является создание коррекционно-развивающей среды, способствующей преодолению нарушений речевого развития для обучающихся 1-3 классов с ОВЗ. Разработала и планирую опубликовать методические рекомендации по применению нестандартных логопедических упражнений, приемов, дидактических игр и обучающих пособий.

2.3 Ежегодно принимаю активное участие в организации и проведении предметной недели службы ППМС-сопровождения «Неделя здоровья». В рамках недели здоровья провожу внеклассные мероприятия в виде игр, конкурсов, викторин. Вхожу в состав школьного ППк. Принимаю участие в работе «Мастерской для родителей».

​[Приложение 2.3]

2.4. Реализация технологических педагогических инициатив, связанных с повышением эффективности работы ОУ, носит системный характер и направлена на формирование в образовательном процессе эффективного обучения обучающихся с ОВЗ и их дальнейшую успешную социализацию. Результат: выступила на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди», 2022 г. Работаю в составе рабочей группы по введению и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью; опубликовала на педагогических порталах собственные методические разработки. Принимаю участие в работе семинаров, педагогических советов, методических недель. Разработала авторскую экспресс-диагностику при использовании компьютерных интерактивных игр для обследования устной речи.

​[Приложение 2.4]

2.6. Считаю работу с родителями одной из составляющих успешной работы педагога: в рамках ФГОС занималась разработкой новых игровых приемов с применением интерактивных игр, создала учебно-дидактическое пособие «Интерактивные игры как инструмент речевого развития ребёнка». Цель: расширение знаний обучающихся и родителей о новом уровне игровой среды, а именно об интерактивных логопедических играх. Совместно с родителями разработала игровые приёмы по формированию и сохранению у детей интереса к логопедическим занятиям; проводила консультации для родителей, практические занятия. Активно участвую в индивидуальных тематических консультациях, родительских собраниях. В рамках программы развития ОУ на 2019-2023 гг. «Школа успешной самореализации» провожу мастер-классы в рамках «Мастерской для родителей». Разработала памятки для родителей.

​[Приложение 2.6]

2.7. Вышеперечисленные инициативы согласуются со стратегическими ориентирами, изложенными в Постановлении правительства ХМАО-Югры от 05.10. 2018г №338-п (в редакции от 10.12.2021г.) «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования» в направлениях обеспечения доступности качественного общего и дополнительного образования; обеспечения непрерывного сопровождения обучающихся с учётом их особенностей, индивидуальных потребностей. Систематическая работа ведётся в направлении обеспечения логопедического сопровождения детей с учётом их особенностей и индивидуальных потребностей.

2.8. Активно участвую в различных всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства. Участвовала в качестве ведущей фестиваля «Мир открыт для нас с тобой» в рамках реализации общественно значимой программы «Мир открыт для нас с тобой», посвященный детям с ограниченными возможностями здоровья, 2018 г. В межаттестационный период: Победитель городского конкурса среди лучших учителей и дошкольных работников 2018 г.

​[Приложение 2.8]

3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс обеспечен необходимой программно-методической документацией. Свою работу основываю на сборе и анализе результатов собственной деятельности, диагностике состояния устной и письменной речи детей. В работе использую диагностический инструментарий, разработанный Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., адаптированный к обучающимся с ОВЗ. Разработала авторскую экспресс-диагностику при использовании компьютерных интерактивных игр для обследования устной речи. Для индивидуализации коррекционной работы разработала рабочие программы коррекционно-развивающих занятий по развитию речи, разработан и ведется план индивидуально-коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушение речевого развития. В межаттестационный период работая с детьми дошкольного возраста разработала методические рекомендации по разделу «Речевое развитие»: «Её величество сказка» (организация сказкотерапевтических сеансов); «Будем говорить правильно» (сборник домашних заданий); «Игры по формированию фонематических процессов для дошкольников».

​[Приложение 3.1]

3.2. Уровень речевого развития и динамика развития речи обучающихся выявляется и оценивается по современным нейропсихологическим диагностикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., адаптированным к обучающимся с ОВЗ, результаты проведенной диагностики отражаются в мониторинге речевого развития, что позволяет проследить динамику обучения и развития каждого обучающегося, и позволяет выделить зоны актуального ближайшего развития обучающихся, что является необходимым компонентом при проектировании и разработке образовательных маршрутов обучающихся с учётом их психофизических возможностей и особенностей.

​[Приложение 3.2]

3.3. Использую деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы, оказывающие эффективное коррекционное воздействие на обучающихся с разной степенью интеллектуальных нарушений: например, для составления индивидуального образовательного маршрута провожу комплексную психолого-педагогическую диагностику с учётом зоны ближайшего развития на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Для обеспечения индивидуализации и дифференциации образования обучающихся с различной структурой дефекта в своей работе применяю современные образовательные технологии, имеющие большое коррекционное влияние на обучающихся с ОВЗ: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, элементы сказкотерапии. Организую образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учётом его образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, создавая ситуацию успеха.

​[Приложение 3.3]

3.4. В рамках Программы развития ОУ на 2019-2023 гг. участвую в реализации плана работы Пилотного опорного образовательного центра по работе с детьми, имеющими особенности развития. Результаты деятельности: 1) выступление на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди», 2022 г.; 2) призовое место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдаю сердце-2021»; 3) приняла участие в Первом Международном Конкурсе педагогического мастерства «Мой профессиональный успех», 2021 г; 4) в межаттестационный период являлась куратором в подготовке участников Международной олимпиады «Глобус», 2017 г. и республиканской детской заочной экологической олимпиады в рамках Всероссийского фестиваля «Экодетство», 2018 г; 5) победитель 1 степени во Всероссийском конкурсе для педагогов «Узнавай-ка!», 2017 г; 6) 1 место в Международном конкурсе «Солнечный свет», 2017 г; 7) Победитель городского конкурса среди лучших учителей и дошкольных работников 2018 г.

​[Приложение 3.4]

3.5. Систематическое транслирование педагогического опыта отражается в следующих формах: выступила на Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди» на тему: «Обобщение опыта работы учителя-логопеда в период дистанционного обучения с обучающимися ОВЗ», выступаю на педагогических советах, на заседаниях методического объединения. Являюсь наставником в рамках «Школы молодого специалиста» ОУ. Активно участвую в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ: создала свой персональный сайт в социальной сети работников образования. Имею опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, я обобщила и опубликовала в средствах массовой информации свой педагогический опыт при поддержке Федеральной службы по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: организация сказкотерапевтических сеансов «Её величество сказка», «пословицы в развитие речи дошкольников», методическая разработка по развитию речи в младшей группе «Неваляшки», «картотека домашних заданий «звуки Р и Л». Конспект по театрализованному занятию по ЗКР. Являюсь победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Отдавая сердце – 2021», в рамках которого делилась опытом с коллегами и повышала престиж профессии педагога. В межаттестационный период работая с детьми дошкольного возраста была руководителем проектно – исследовательской деятельности: Творческий проект: «Пескотерапия» (ОО «Речевое развитие»), Творческий проект: «Птицы родного края» (ОО «Социально – коммуникативное развитие»). Победитель 1 степени во Всероссийском конкурсе для педагогов «Узнавай-ка!», 2017 г. 1 место в Международном конкурсе «Солнечный свет», 2017 г.

​[Приложение 3.5]

3.6. Применение логопедических технологий (логопедический массаж, песочная терапия, мнемотехника, логоритмика) способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, о чём свидетельствуют их достижения в конкурсах различного уровня: городской фестиваль «Солнце для всех», всероссийские конкурсы литературного творчества.

​[Приложение 3.6]

3.7. Внеурочная деятельность является продолжением совершенствования навыков, полученных на индивидуальных логопедических занятиях и отражается участием обучающихся в проектах разного уровня: всероссийские конкурсы чтецов в номинации: «Литературное творчество», городской фестиваль «Солнце для всех»., конкурс чтецов., «Неделя здоровья»., школьный конкурс праздничных поздравлений «Новогодняя фантазия.

​[Приложение 3.7]

3.8. В межаттестационный период входила в состав ПМПК ДОУ. В настоящее время являюсь членом ППк ОУ: в качестве педагога-эксперта провожу комплексную логопедическую диагностику обучающихся с ОВЗ для прохождения ими обследования в рамках ЦПМПК ХМАО-Югры.

​[Приложение 3.8]

4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. При стабильном показателе успеваемости – 100%, прослеживается положительная динамика развития устной и письменной речи. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, имеют положительную динамику.

​[Приложение 4.1]

4.2. Результатом освоения образовательных программ является успешное прохождение обучающимися с ОВЗ итоговой аттестации, сдача квалификационных экзаменов и дальнейшее трудоустройство, что отражено в Публичном докладе ОУ: 2019/2020 уч. год, с.42, 2020/2021 уч. год, с.37.

4.3. Полученные на логопедических занятиях навыки помогают обучающимся систематически принимать участие в конкурсах: всероссийский конкурс номинация: «Литературное творчество» (Диплом победителя, 1 место), городской фестиваль «Солнце для всех» (участник), школьный конкурс праздничных поздравлений «Новогодняя фантазия» (3 место).В межаттестационный период: всероссийский конкурс номинация: «Литературное творчество» (Диплом победителя, 1 место), всероссийский конкурс номинация: «Времена года» (Диплом победителя, 1 место), всероссийский конкурс номинация: «Весеннее вдохновение» (Диплом победителя, 1 место).

​[Приложение 4.3]

4.4. Результатом систематического участия обучающихся во внеурочной деятельности являются следующие достижения: всероссийский конкурс чтецов в номинации: «Литературное творчество» (Диплом победителя, 1 место), городской фестиваль «Солнце для всех» (участник), школьный «Марафон добрых дел», «Неделя здоровья», конкурс праздничных поздравлений «Новогодняя фантазия» (3 место). В межаттестационный период: всероссийский конкурс номинация: «Литературное творчество» (Диплом победителя, 1 место), всероссийский конкурс номинация: «Времена года» (Диплом победителя, 1 место), всероссийский конкурс номинация: «Весеннее вдохновение» (Диплом победителя, 1 место).

​[Приложение 4.4]

4.5. Результаты реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных с коллегами, имеют системный характер: приняла участие в социально-значимом мероприятии в фестивале детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Солнце для всех», 2022 г. Приняла участие в работе Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди», 2022г. Заполняю карты ППМС, составляю характеристики для ЦПМПК ХМАО-Югры. Принимаю активное участие в организации методической работы службы ППМС: организация предметных недель, проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков и дополнительных занятий коллег в целях преемственности педагогического опыта.

​[Приложение 4.5]

4.6. Наличие значимых для организации результатов: приняла участие в работе Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди», 2022 г, участвовала в качестве ведущей фестиваля «Мир открыт для нас с тобой» в рамках реализации общественно значимой программы «Мир открыт для нас с тобой», посвященный детям с ограниченными возможностями здоровья, 2018 г.

​[Приложение 4.6]

4.7 Выстраиваю конструктивные отношения с родителями обучающихся, которые имеют положительную динамику. Благодаря взаимодействию с родителями эмоционально-волевые нарушения обучающихся преодолеваются за счёт систематической совместной работы в рамках Консультационного центра и «Мастерской для родителей». В целях повышения уровня родительской вовлеченности в учебно-коррекционный процесс в период дистанционного обучения, мной разработаны новые игровые приемы с применением интерактивных игр, создала учебно-дидактическое пособие «Интерактивные игры как инструмент речевого развития ребёнка».

​[Приложение 4.7]

5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1. Проанализировав свою деятельность и ориентируясь на стратегические цели государственной программы изложенные в Постановлении правительства ХМАО-Югры от 05.10. 2018г №338-п (в редакции от 10.12.2021г.) «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования», считаю необходимым: 1) совершенствовать формы работы с обучающимися с ОВЗ; 2) принимать активное участие в работе Пилотного опорного образовательного центра; 3) подбирать и систематизировать цифровые образовательные ресурсы для проведения занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.

5.2. Самосовершенствованием профессиональной деятельности считаю курсовую подготовку, дистанционные курсы повышения квалификации, работу по теме самообразования, разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных игр в коррекционно-логопедической работе.

5.3. Собственное профессиональное развитие планирую организовывать следующим образом: систематический поиск и освоение новых форм, методов и приёмов обучения; изучение методической литературы и опыта коллег, а также внедрение в ОУ современных коррекционно-логопедических технологий, систематическое участие в научно-практических конференциях, вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня, повышение уровня собственной цифровой грамотности.

Директор: В.А. Цыганкова
Учитель-логопед: Л.Ш. Бесчаснова